Эксперты: Бомба с борта А321 аналогична взорвавшимся в московских домах в 1999 году

Источник материала:  
19.11.2015 09:40 — Разное
Эксперты: Бомба с борта А321 аналогична взорвавшимся в московских домах в 1999 году

фото: sostav.ru

Террористы опубликовали фотографию устройства, которое привело к катастрофе самолета над Синайским полуостровом. По мнение экспертов, такие же механизмы использовались в Москве в 1999 году и во время войны на Северном Кавказе.

Вчера боевики "Исламского государства", ранее бравшие на себя ответственность за катастрофу самолета А321 компании "Когалымавиа", в результате которой погибли 224 человека, опубликовали фотографию бомбы, с помощью которой якобы и был совершен теракт. По выводам экспертов, ее конструкция на основе таймера и армейского электродетонатора во многом напоминала аналогичные устройства, использованные террористами под руководством Хаттаба для взрыва жилых домов в Москве в 1999 году. Разница оказалась лишь в мощности использованной взрывчатки и в том, что современные террористы использовали вместо часов микросхему размером с десятикопеечную монету, пишет газета "Коммерсант"

Фотография взрывного устройства была опубликована на одном из сайтов джихадистов. С территории РФ выходы на интернет-ресурсы ИГ запрещены, но фотография была сначала растиражирована пользователями соцсетей, а затем опубликована и ведущими мировыми СМИ. Судя по снимку, взрывчатка была заложена в алюминиевой банке из-под Schweppes емкостью 0,33 л. Рядом с ней были изображены электродетонатор и некое устройство для приведения взрывчатки в действие. По сообщениям агентства Reuters, в материале на исходном сайте сказано, что террористы изначально хотели взорвать самолет одной из западных стран, но изменили свои планы после начала российской военной операции в Сирии. Представители ИГ утверждают, что им удалось "найти уязвимые места в системе безопасности аэропорта в египетском Шарм-эш-Шейхе" и "пронести бомбу на борт" российского самолета.

Собеседник газеты «Коммерсант», которого издание называет опытным экспертом-взрывотехником рассказал, что на фотографии изображены все необходимые для сборки бомбы компоненты. В банку объемом 0,33 л входит 250-300 г взрывчатки в зависимости от ее типа. Если это был тротил, который доступнее других взрывчаток, поскольку им обычно снаряжают артиллерийские снаряды, мины и авиационные бомбы, именно такой была и мощность находившегося в самолете СВУ. Пластит, который также мог находиться в банке,— в 1,5 раза мощнее.

Судя по фотографии, для приведения в действие взрывчатки использовался стандартный электродетонатор советского образца, а также столь же обычный китайский электровыключатель, применяемый в бытовых приборах. Однако к выключателю с помощью изоленты был прикреплен небольшой коробок. В нем, очевидно, находились (на фото это не видно) литиевые батарейки, а также микросхема-таймер, играющая роль электронного замедлителя. Время подрыва в таких устройствах выставляется подбором микросхемы соответствующей типовой характеристики: на полчаса, час, два, сутки и т. п. Отсчет времени начинается при нажатии и отпускании кнопки на выключателе. Отметим, что все электронные компоненты находятся в абсолютной доступности для всех. Например, микросхемы-таймеры, размером с десятикопеечную монету, продаются в магазинах радиодеталей, так же как и выключатели.

Очевидно, что даже в разобранном виде бомбу подобной конструкции никто из пассажиров пронести на борт не мог,— во всяком случае, банка и детонатор были бы обнаружены как рамкой металлоискателя, так и при сканировании ручной клади. Спецслужбы предполагают, что у террористов был сообщник из числа работников аэропорта, имеющих доступ к самолетам в перерыве между рейсами, например техник или уборщик. Кто-то из них, очевидно, и занес бомбу в А321.

По предварительным выводам экспертов, взрывное устройство сработало не в багажном отсеке, а в герметичном пассажирском салоне. Эпицентр, по всей видимости, находился под одним из кресел в последнем ряду по правому борту лайнера. Именно там, как сообщил собеседник "Коммерсанта", образовалась пробоина в обшивке размером около 80 см на 1 м, вызванная бризантным действием взрывчатки. Она привела к взрывной разгерметизации салона и разрушению воздушного судна. По правой стороне фюзеляжа, под обшивкой, проходят и кабели, ведущие к расположенному в хвосте самолета параметрическому самописцу.

Взрыв бомбы оборвал их, мгновенно остановив, таким образом, передачу данных от информационных датчиков к самописцу. Этим и объясняется тот факт, что "черный ящик" не зафиксировал обстоятельства катастрофы.

Отметим, что взрывные устройства в виде алюминиевых банок из-под напитков, наполненные взрывчаткой, активно применялись боевиками во время конфликтов на Северном Кавказе в качестве гранат и мин-ловушек. При этом источники "Ъ" обратили внимание на то, что механизм приведения бомбы в действие, опубликованной на фотографии ИГ, идентичен тем, что террористы использовали при подрывах жилых домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве 8 и 13 сентября 1999 года. Их жертвами, напомним, стали 230 человек. Исполнителями терактов оказались выходцы с Северного Кавказа, а готовили их Хаттаб и его правая рука Абу аль-Валид, уничтоженные впоследствии в ходе спецопераций. В то время, правда, были не так распространены микросхемы-таймеры, поэтому вместо них террористы использовали электронные часы Casio и батарейки типа "крона".

←Европе не нужна помощь России «ценой Украины»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика