Какое-то лицо у вас знакомое
Летним солнечным днем и общаться хочется с приятными и легкими людьми. Поэтому в собеседники выбрала Елену НАСАЧЕВУ. Телеведущих сейчас уйма, лица меняются так быстро, что даже не откладываются в памяти. А вот Елена — этакий стойкий оловянный солдатик, уже больше пятнадцати лет на телевизионной кухне. Особое уважение вызывает то, что на пути к вечерним выпускам «Панорамы» и «Главному эфиру» она прошла очень много журналистских ступенек.
— Елена, давайте начнем с вопроса, которым обычно заканчивают интервью: какой видится вам ваша жизнь через десять-двадцать лет? У вас ведь сейчас пик карьеры, выше, кажется, уже некуда…
— Этот вопрос мне задавали и десять лет назад, мол, куда двигаться дальше, если вроде уже все достигнуто? С тех пор я дважды побывала в декрете, вернулась к любимой работе и продолжаю в ней совершенствоваться. Считаю, возможность расти есть всегда: надо стремиться быть лучше, чем вчера. Появляются новые проекты, участие в которых тоже определенная ступень роста, внутреннего прежде всего. Главное — не останавливаться.
— На руководящей должности себя представляете?
— Положа руку на сердце скажу: никогда не мечтала. Думала о карьере телеведущей — это правда. В детстве мне представлялось, что люди, которые доносят с экрана новости, влиятельны и даже всемогущи. А что касается руководящей должности, то это, вероятно, могло бы быть интересно, как любой новый опыт.
— Домохозяйкой никогда не хотели быть? У вас ведь двое детей.
— Находясь в декретном отпуске, как раз и попробовала себя в таком качестве. С удовольствием занимаюсь домашними делами, мне нравится создавать уют, готовить что-нибудь вкусненькое, но также важно вовремя переключаться. Жизненное пространство, состоящее исключительно из рутины быта, даже очень комфортного, — это не совсем мое. Мощный импульс мне дает именно моя работа.
— Кстати, дети не жалуются, что мама поздно приходит домой? Телевизионную студию дома не устраивают?
— Они с пониманием относятся к тому, что их мама работает. Мой график таков, что вместе мы можем провести некоторое время до работы, к примеру. К тому же у них тоже есть свои занятия: и Наташа, и Женя (им соответственно семь и пять лет) занимаются в секции фигурного катания. Дочка любит рисовать, еще она закончила второй год обучения на подготовительном отделении лицея при Академии музыки, сын посещает школу раннего развития. Так что стараемся успевать не только играть в «репортеров» и «студию на дому», но и развивать их способности.
— Как относитесь к женщинам-карьеристкам?
— В этом словосочетании есть определенный негативный оттенок. Предлагаю в качестве альтернативы использовать менее агрессивный вариант, например успешная женщина. А успех, как подчеркивала Анна Ахматова, от слова «успевать». Если дама успешна, разве это плохо?! Мне кажется, это надо всячески поощрять.
— Остается ли время на себя?
— А как же! Пару лет назад на одном семинаре-тренинге поняла очень важную и полезную вещь: если ты хочешь эффективно и продуктивно взаимодействовать с окружающими, просто жизненно необходимо научиться заботиться о себе. Это включает сотню пунктов, таких, например, как сходить в театр, отправиться на прогулку, почитать книгу, принять ароматическую ванну, побаловать себя новым платьем или встретиться с друзьями. На первый взгляд, банально и ничего нового, но в простоте вся гениальность: что может дать другим уставший и лишенный позитива, жизненной энергии человек? Поэтому даже в цейтноте стараюсь об этом не забывать.
— Занимаетесь спортом? Вы ведь некоторое время работали в спортивной редакции.
— С удовольствием играю в настольный теннис. Отлично поддерживают тонус аквааэробика и пешие прогулки. Люблю коньки. Иногда катаюсь на велосипеде.
— Поняла, что работу вы свою любите, а недостатки какие-то в ней есть?
— Влюбленные редко бывают объективны.
— Узнаваемость — это положительный момент или отрицательный? На рынке лишнее яблочко в пакет не кладут?
— Как точно выразился один из моих коллег, максимум, на что могут рассчитывать наши медиаперсоны, так это на слова наподобие: «Где-то я вас видел, какое-то лицо у вас знакомое…». После таких «вспоминаний» самой не раз приходилось отшучиваться. А говорить о том, что популярность жить мешает, вряд ли стоит и уж тем более злоупотреблять служебным положением на рынке.
— Большинство ведущих АТН — женщины, все красавицы и наверное умницы. Признайтесь, зависть и конкуренция есть?
— Здоровая конкуренция быть должна, это стимул к росту. И она есть. Но еще более важный фактор, как мне представляется, то, что каждый из нас четко понимает, что все мы — одна команда и работать надо на определенном уровне, не ниже. Именно поэтому на первый план выходят такие составляющие, как поддержка друг друга, чувство локтя и взаимовыручка.
— Сейчас лето. Расскажите, как отдыхаете? Как отключаетесь от работы?
— Пока об отдыхе только мечтаю. Но, вообще, экскурсии люблю сочетать с возможностью позагорать и поплавать. А полностью отключаться не позволяет, наверное, то, что в психологии называется профессиональной деформацией, — журналистское любопытство вкупе с современными технологиями: Интернетом, мобильной связью и спутниковым вещанием. Так что новости — это уже не только стиль работы, но и образ жизни.