Штурмовая судьба комэска Беды
К началу войны двадцатилетний Леонид Беда успел многое. Получил диплом Уральского института, освоил азы летного мастерства в аэроклубе, а будучи призванным в армию, стал курсантом Чкаловской военно-авиационной школы пилотов имени Ворошилова.
Здесь и застала его весть о начале войны. Именно отсюда сержант Леонид Беда попадает в самое пекло боев под Сталинградом, в один из полков 226-й штурмовой авиационной дивизии 8-й Воздушной армии Сталинградского фронта.
В один из таких дней шестерка ИЛов пересекла линию фронта и внезапно оказалась над расположением фашистских войск. Развернувшись, штурмовики начали парами пикировать замыкающие и передние танки колонны. Вдруг на выходе из пике штурмовик, ведомый Леонидом Бедой, вздрогнул, будто споткнулся о какое-то препятствие. В тот же миг в лицо брызнули осколки стекла, в кабину ворвался тугой воздушный поток. «Прямым угодили!..» — обожгла мысль.
— Как меня слышишь, отвечай! Держать высоту! Высоту держать, говорю!!!
Леонид узнал голос ведущего, с трудом выровнял машину и взял курс на свой аэродром. Летчик пытался маневрировать, но самолет плохо слушался рулей, а тут еще кровь заливала лицо, почти не действовала левая рука.
Изнемогая от боли, Беда долетел до своего аэродрома, посадил машину на фюзеляж, так как шасси самолета отвалились и упали на землю еще при их выпуске. Оказалось, что все узлы крепления стоек шасси к фюзеляжу были перебиты фашистскими пулями и снарядами. После посадки даже видавшие виды техники не могли скрыть своего удивления: «Не понимаем, как можно было держаться на таком самолете в воздухе?!». В госпитале Леонид Беда долго не задержался, вскоре он стал ведущим пары штурмовиков ИЛ-2 и часто получал одну из самых ответственных и опасных задач — выполнение разведывательных полетов в расположение фашистских войск.
За заслуги в этих боевых операциях в декабре 1942 года 505-й штурмовой авиационный полк, в котором продолжал свой боевой путь Леонид Беда, стал именоваться 75-м гвардейским Сталинградским штурмовым полком, а их 226-я штурмовая авиационная дивизия — 1-й гвардейской Сталинградской штурмовой авиационной дивизией. Леонид Беда за успешное выполнение боевых задач в Сталинградской битве был награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. В этот же период он был назначен командиром авиаэскадрильи.
Ко времени освобождения Донбасса на счету Леонида Беды было уже более 100 боевых вылетов. Все — на грани большого риска и высокого летного мастерства. В один из таких полетов их шестерка ИЛ-2 встретилась с 54 «юнкерсами». И эта неравная схватка в воздухе закончилась победой гвардейцев. Бой длился чуть меньше 20 минут. Штурмовики вернулись на свой аэродром без потерь, гитлеровцы потеряли в этом бою пять самолетов и еще три были сильно повреждены метким огнем штурмовиков.
Однажды Беду вызвал командир полка и поставил задачу «прочесать» участок вражеской территории, на которой, по данным разведки, сосредоточены большие скопления гитлеровцев.
Погода выдалась нелетная, и Леонид Беда, едва не касаясь верхушек сосен и елей, на бреющем полете стал обследовать заданную местность. Осмотрел все овраги и густой лесной массив: казалось, кругом ни души. Но вот, пролетая над одной из лесных опушек, Леонид заметил едва различимую на фоне деревьев струйку дыма. Летчик дал команду стрелку проверить эту безмолвную территорию. И тут после длинной пулеметной очереди у противника не выдержали нервы, все пришло в движение, «огрызнулись» наземные огневые точки.
Как только штурмовик удалился в сторону своих, по лесу ударила дальнобойная артиллерия, затем в небе появилась четверка штурмовиков, которые с особой точностью «прочесали» с воздуха весь этот лесной массив.
Известен и такой боевой эпизод из серии воздушных боев при освобождении Донбасса: когда 8 ИЛов в сопровождении 4 ЯКов вылетели на штурмовку главного железнодорожного узла и были внезапно атакованы 20 вражескими истребителями. Несмотря на это, боевые товарищи Беды не только успешно выполнили задание, но еще смогли сбить две машины фашистов, одну из которых Леонид записал на свой счет.
Полуостров Крым, «ключами» которого были залив Сиваш и Севастополь, являлись главной целью штурмовой авиации, в которой мужественно сражался Леонид Беда.
В один из апрельских дней 1944 года он возглавил группу из шести самолетов, получив задание нанести бомбовый удар по артиллерии и танкам противника в районе населенного пункта Томашовка. Заместителем командира группы был назначен гвардии старший лейтенант Брындыс, ставший к концу войны дважды Героем Советского Союза.
Цель — танки «тигр» и «пантера» — обнаружили легко. В результате точного бомбометания несколько танков были уничтожены, остальные повернули обратно в район своих позиций. Истребители МЕ-109 атаковали было штурмовиков, но их отбили истребители. В итоге воздушного боя один фашистский самолет был сбит, другие поспешили скрыться от такой же участи. Задание было успешно выполнено. Группа без потерь вернулась на свой аэродром и получила благодарность от командующего фронтом.
Настоящий героизм проявляли здесь авиаторы, непрерывно атакуя неприступную крепость с воздуха. Старший лейтенант Леонид Беда, командуя эскадрильей был в самой гуще этого сражения. Он прекрасно понимал, что победа может быть достигнута только при внезапной атаке, и делал это с исключительным мастерством, ведя своих штурмовиков на предельно малой высоте, появляясь над вражескими позициями дерзко и неожиданно, нанося удар за ударом и тут же скрываясь в одной из многочисленных балок. В эти же дни не раз поднимал он свои ИЛы и на штурмовку фашистских кораблей в Северной бухте и аэродромов на мысе Херсонес.
За Крымскую операцию Леонид Беда был награжден орденом Александра Невского, а в октябре 1944 года в газете «Правда» был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении гвардии старшему лейтенанту Леониду Игнатьевичу Беде звания Героя Советского Союза.
В архивах сохранился любопытный документ, датированный 12 сентября 1944 года, за подписью Председателя Совнаркома Белоруссии. Он был адресован на имя маршала Советского Союза Г.К. Жукова, который вместе с маршалом Советского Союза А.М. Василевским осуществлял координацию действий фронтов, участвовавших в операции «Багратион». Вот его содержание: «На днях мы обнаружили и осмотрели в лесах северо-восточнее Минска огромнейший укрепленный лагерь немцев, полностью уничтоженный нашей штурмовой авиацией. Этот район представляет потрясающее впечатление по масштабам демонстрации нашего воздушного флота…».
Этот укрепленный лагерь фашистов обнаружили летчики-штурмовики под командованием капитана Леонида Беды. А в музее боевой славы дивизии есть еще один интересный документ времен войны: «За умелые действия по защите Оршанского железнодорожного узла и прилегающих к нему перегонов от разрушения немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание «Почетный железнодорожник» летчикам-штурмовикам Беде Л.И., Брындысу А.Я., Бойцову Ф.С….».
За какие же заслуги получили это звание боевые товарищи? А дело было так… Отступая, гитлеровцы уничтожали все, что можно было разрушить и сжечь. Ими были придуманы самые изощренные методы по осуществлению своих варварских планов. А для разрушения железных дорог гитлеровцы создали специальные путеразрушители, оборудование которых позволяло им не только выворачивать шпалы, но и разрезать рельсы. Необходимо было найти эту машину. На разведку вылетел один командир эскадрильи штурмовиков Леонид Беда. Прорвавшись сквозь завесу зенитного огня, летчик повел свой самолет вдоль железнодорожной магистрали Орша—Толочин. Вот и небольшая станция, почти вся разрушенная. И тут Леонид замечает: в тени пакгауза, казалось бы, обыкновенный паровоз, но с системой острых крючков на стальных тросах. «Это он!» — решает пилот. Тотчас по радио летят в эфир координаты нахождения цели. В штабе дивизии немедленно реагируют на это сообщение, и через короткое время над целью появляются еще несколько самолетов, пилотируемых летчиками его эскадрильи.
А дважды Героем Советского Союза майор Леонид Беда стал в 1945 году за участие в штурме крепостей в Восточной Пруссии, умелое командование эскадрильей. Кстати, уже в 1944 году все летчики эскадрильи Леонида Беды заслужили высокое звание Героя Советского Союза, а некоторые его бывшие ведомые стали командирами соседних эскадрилий и к концу войны дважды Героями Советского Союза. Всего в 1-й гвардейской Сталинградской штурмовой дивизии в период войны звание Героя Советского Союза было присвоено 77 летчикам, 7 из них это звание получили дважды. А стрелок-радист Семен Романов, пролетавший в экипаже Леонида Беды с начала 1943 года до конца войны, стал кавалером ордена Славы трех степеней, что приравнивается к званию Героя Советского Союза. Сам Леонид Беда совершил 214 боевых вылетов.
Генерал Леонид Беда трагически погиб в автомобильной катастрофе 26 декабря 1976 года в Минске. Но остались его дела, пример его воинской доблести, самоотверженного служения избранной профессии. Дело летчика-штурмовика продолжил и его старший сын — Леонид Леонидович Беда, также став летчиком-штурмовиком, отдав военной авиации 36 лет безупречной службы и получив почетное звание «Военный летчик-снайпер». В звании полковника он до ухода на пенсию служил в той же 1-й гвардейской штурмовой дивизии, где прошли самые яркие боевые будни его отца.
Золотыми строками вписано в историю страны имя Леонида Игнатьевича Беды. За заслуги перед Отечеством он навечно зачислен в списки 206-й штурмовой авиационной базы и войск ПВО Республики Беларусь. Его именем названы улицы в городах Минске, Лиде и Кустанае.
Фото: архив