Узнайте меру!

Источник материала:  
21.11.2013 — Разное

Стоит ли превращать детские дома семейного типа в подобие младших классов средних школ?

Эта история уже понемногу забывается активными форумчанами. Да и как иначе? Общественно значимые события вытесняют трагедию одной семьи из поля зрения даже самых неравнодушных людей. Но все же всплеска резонансных мнений, комментариев и советов (куда же без них!), раздававшихся отовсюду в первые дни после того, как покончила жизнь самоубийством совсем еще молодая многодетная мать из Пружан, воспитывавшая вместе с мужем двоих родных, четверых усыновленных и пятерых приемных детей, хватило для того, чтобы вопрос о принятии современным белорусским обществом института приемного родительства повис в воздухе. Следствию, а затем и суду еще предстоит разобраться в этом запутанном деле. Нам же остается только высказывать свои предположения. Помню, как резанула по живому приведенная в различных СМИ запись в микроблоге погибшей Екатерины, которую она оставила незадолго до рокового решения: “...Это самый плохой из всех дней моего рождения... Понятно, что планы по глобальным изменениям в человеческом мышлении в отношении к приемной семье, к детским домам семейного типа как социальному явлению потерпели полный крах. Вернее, есть подвижки, значительные, но недостаточные для того, чтобы можно было жить спокойно...”

Я отнеслась бы намного спокойнее к этим словам (кто из нас не наслышан о причудах послеродовой, осенней депрессии? О периодических гормональных кульбитах женского настроения?), не доводись мне по долгу службы частенько наведываться в детские дома семейного типа. И что самое поразительное — слышать от многих приемных родителей примерно те же фразы. С дополнительными уточняющими обстоятельствами. “Хотели как лучше, а получилось как всегда. Быть может, потому, что не ответили на главный вопрос: готовы ли морально?” — откровенничала со мной летом на интервью 37-летняя родитель-воспитатель. Странно получается. С одной стороны, чиновники на все лады твердят, что будущее за такими вот ДДСТ, что ни в одном самом “продвинутом” интернате ребенку не будет лучше, чем в кругу тех, кто хотя бы пытается заменить ему родителей. Но на деле выходит, что люди, решившиеся открыть свое сердце и двери своего дома социальным сиротам, часто подвергаются тотальному контролю и необоснованным придиркам. Четких установок, что именно считать положительными условиями проживания детей-сирот у приемных родителей, до сих пор нет. Поэтому проверяющие комиссии вправе на свой лад интерпретировать ту или иную открывающуюся их глазам картину. Как говорится, для кого-то бриллианты мелкие, а кому-то хлеб черствый. В одном случае органы опеки считают не только приемлемым, но и единственно правильным вернуть четверых мальчишек, давно прижившихся в приемной семье, “одумавшейся и вступившей на путь истинный” биологической матери, проживающей в комнатке общей площадью 20 квадратных метров вместе с очередным гражданским мужем (об этой истории “НГ” писала, благодаря нашему вмешательству детей оставили в приемной семье), в другом — “берут на галочку” приемного родителя, у которого футляры для зубных щеток детворы расположены “слишком высоко”. Комедия? Разве что с приставкой “траги”.

“Не понимаю одного: почему общество так скептично, если не сказать враждебно, настроено по отношению к родителям-воспитателям? — так начала разговор дозвонившаяся в редакцию “НГ” вскоре после публикации на страницах нашего издания круглого стола “Семья для ребенка или ребенок для семьи?” (см. “НГ” за 13.07.2013) родитель-воспитатель десяти приемных детей Валентина. — Не только окружающие, но даже некоторые сотрудники органов опеки считают, что мы — исключительно корыстные люди. Сама слышала приглушенный разговор двух чиновниц не слишком высокого ранга: “Мы же с тобой нормальные, порядочные, но взваливать на себя подобную ношу не собираемся. А эти, раз решились, точно ради ремонта на такое идут. Или квартиру задумали новую брать. Для них дети — только источник дохода! Проверять их надо как следует!”

Не берусь однозначно судить о пользе чрезмерной бдительности в подобном деле, пока еще только зарождающемся и потому многими непонятом. Но в то же время важном и нужном, особенно если учесть, что государство ставит задачу в ближайшем будущем ликвидировать все учреждения интернатного типа в Беларуси и сосредоточиться на воспитании социальных сирот в условиях приемной или замещающей семьи. Но если случаи, описанные выше, происходят все чаще, значит, либо законодательная база либо отношение общества, а скорее всего и то, и другое вместе нуждаются в корректировке. Например, если уж “проверять как следует”, то начать с серьезной психологической подготовки добровольцев, претендующих на должности родителей-воспитателей. И главное — с четких “количественных рамок”. Не нужно превращать детские дома семейного типа в подобие младших классов средних школ. Возможно, приемным родителям хочется объять своей заботой как можно большее количество обиженных судьбой малышей. Это похвально и достойно уважения. Но одиннадцать, пятнадцать, восемнадцать приемышей, каждый со своим маленьким мирком, который так нуждается в индивидуальном подходе, чересчур для двоих пусть даже гиперсамоотверженных людей. Ведь не на рекорд в своеобразной олимпиаде идем, дорогие мамы и папы! Стрессы и сложности современного мира требуют больше эмоциональных ресурсов от человека (гораздо больше, чем от наших бабушек и прабабушек). Вот и давайте учитывать, смогут ли современные родители заполнить эмоциональный резервуар сразу полутора десятков своих воспитанников? Количество ведь, как известно, далеко не всегда означает качество...

←Плов в тыкве

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика