Новые подходы и старые враги
Смена власти в Тегеране привела к изменению ситуации вокруг ядерной программы Ирана.
Новые иранские власти предложили международной «шестерке» (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) вариант урегулирования данной проблемы. Его детали не раскрываются, но, судя по информации «осведомленных источников», речь идет о согласии Тегерана не обогащать уран выше 20 % (это не позволит создать ядерный заряд), ограничить количество центрифуг, на которых обогащается уран, а также допустить инспекторов МАГАТЭ на ряд объектов, ныне им не доступных. Встреча «шестерки» с представителями Ирана в Женеве не принесла прорывов, но, как отмечают ее участники, атмосфера заметно изменилась к лучшему.
Причиной изменения подхода Тегерана, безусловно, стали санкции, причем не те, что введены в 2010 году Совбезом ООН, а те, что в одностороннем порядке ввел Запад (прекращение импорта нефти, замораживание иранских счетов в банках и т. д.). Они всерьез ударили по экономике и населению Ирана, поэтому иранцы и избрали президента, обещавшего улучшить отношения с Западом.
При этом, впрочем, сам Запад (в первую очередь – США) в значительной степени несет ответственность за сложившуюся ситуацию. В свое время президент Буш в ультимативном порядке требовал от Тегерана полного отказа от всех ядерных программ, в том числе и мирных, ликвидации всех центрифуг и даже закрытия Бушерской АЭС, топливо для которой поставляла Россия. Это привело к резкому ужесточению иранской позиции и ускорению его ядерной программы. Сегодня Запад уже согласен на тот вариант, который Иран предлагал 10 лет назад – ограничить степень обогащения урана 5 % и иметь несколько сотен центрифуг. Но теперь у Ирана довольно много 20-процентного урана и сотни тысяч центрифуг. Тегеран готов на этом остановиться, но Запад хочет, чтобы он вернулся назад. Кроме того, иранская сторона требует четко определить, что она должна сделать, чтобы западные претензии были сняты. Но вразумительного ответа до сих пор не получено. Это крайне настораживает Тегеран, перед которым есть печальный пример соседнего Ирака (тот предоставил МАГАТЭ доступ на все объекты, что не спасло его от интервенции) или Ливии (та в начале 2000-х полностью отказалась от своей ядерной программы, за что Запад ее долго хвалил, а потом разбомбил).
На пути к мирному урегулированию проблемы стоят и другие серьезные факторы. Так, в Иране очень влиятельные консервативные круги рассматривают нынешнюю позицию президента Рухани как «капитуляцию» перед Америкой. При этом пока неясно, какую позицию занимает верховный лидер страны аятолла Хаменеи. А в США республиканцы обвиняют Обаму в «капитуляции» перед Ираном.
Впрочем, еще более сильное давление на американского президента оказывается извне. Возможное примирение между США и Ираном вызвало буквально бешенство в Тель-Авиве и Эр-Рияде. Израиль требует не верить никаким иранским обещаниям и добиваться именно того, что привело к нынешней ситуации, – полного отказа Тегерана от любых ядерных программ. Разумеется, Тель-Авив в очередной раз заявил, что готов нанести удар по ядерным объектам Ирана, причем обойдется и без помощи США. В связи с этим надо отметить, что если бы это было так просто, то Израиль давно бы нанес этот удар. Однако большое расстояние от израильских аэродромов до иранских объектов при отсутствии у Израиля стратегических бомбардировщиков и очень ограниченном количестве заправщиков делает эту задачу весьма сложной даже для очень мощных израильских ВВС. Поэтому Тель-Авив всеми способами добивается, чтобы удар все же нанесли США.
Того же хочет Саудовская Аравия, главный противник Ирана по борьбе за лидерство в исламском мире. Эр-Рияд устроил настоящую истерику, заявив, что больше не считает США своим союзником. Кроме возможного сближения США с Ираном, саудитов крайне разозлил отказ американцев от удара по Сирии, хотя Эр-Рияд был готов этот удар оплатить. Как далеко зайдет саудовская фронда, сказать пока сложно. Но теоретически нельзя исключить переориентацию этой страны на Пекин, который уже давно стал главным покупателем саудовской нефти. Сейчас Китай уже вполне способен заменить США в качестве главного поставщика Эр-Рияду современного оружия. Предпосылки к этому уже есть, Саудовская Аравия давно имеет на вооружении китайские ракеты средней дальности «Дунфэн-3». А у сирийских повстанцев откуда-то появилось довольно много новейшего китайского оружия. Скорее всего, оно туда попадает именно через Саудовскую Аравию (интересно, что на словах Пекин поддерживает Асада).
Возможный уход Саудовской Аравии и ее огромных денег к Китаю и действия еврейского лобби в США могут заставить Обаму ужесточить позицию по отношению к Ирану, а аятолла Хаменеи может вынудить Рухани отказаться от уступок Вашингтону. Поэтому на самом деле особых иллюзий питать не надо, шансов на мирное решение иранской ядерной проблемы очень немного.