Евразийский союз – народный проект
В пресс-центре РИА Новости прошла конференция председателя Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, члена Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике Леонида СЛУЦКОГО. Тема разговора – «Роль парламентаризма в развитии евразийской интеграции. Опыт Союзного государства».
В ходе мероприятия обсуждались перспективы и препятствия на пути к созданию Евразийского союза. Леонид Слуцкий подчеркнул, что в области региональной интеграции «мы не изобретаем велосипед», напомнив о том, как долго, десятилетиями, шла к своему объединению Европа.
Европейский союз получил окончательное свое оформление в 1992 году как «оболочка», в которую затем стали докладываться субстантивные кирпичики, в том числе и Европейский парламент, напомнил Леонид Слуцкий. А первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году: Бельгия, Германия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC – European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года. Уже с 1993 года стал создаваться общий рынок. Общий рынок – это то, что сейчас у нас называется «единым экономическим пространством».
– Уже в прошлом году мы стали работать с коллегами-парламентариями по ТС над тем, чтобы подойти к вопросам парламентского измерения евразийской интеграции, к созданию Евразийской межпарла-ментской ассамблеи, отметил Л. Слуцкий. – Именно такого рода орган был заложен в проект реализации ЕврАзЭС.
Вопрос создания Евразийского парламента – не схематичный и не декларативный, заявил политик, подчеркнув, что в основе действия ЕЭП лежит 17 базовых соглашений, а в 2014 году, по прогнозам Виктора Христенко, главы Евразийской экономической комиссии, их количество возрастет едва ли не до 60. Леонид Слуцкий отметил:
– Сегодня у нас идет работа над всеобъемлющим договором о создании Евразийского союза. Работа идет непросто. Есть разница в понимании некоторых пунктов между Москвой и Астаной. В меньшей степени – между Москвой и Минском. Это вопросы паспортно-визовой унификации, совместной охраны внешних границ, экспортного контроля и другие. Договор, как мы ожидаем, должен быть подписан в середине следующего года, с тем чтобы к 1 января 2015 года была завершена его ратификация в трех государствах и договор 1 января 2015 года, как и предполагалось, вступил на территории ТС и ЕЭП в законную силу.
Особо была отмечена важная роль Союзного государства, у которого Евразийский союз может перенять немалый опыт:
– Мы считаем, что Союзное государство является форвардом евразийской интеграции и не только в вопросах парламент-ского сотрудничества. Союзное государство апробировало многое из того, что сегодня планируется для ЕврАзЭС. Союзное государство – это уже состоявшаяся макроструктура, в которой успешно взаимодействуют во всех плоскостях два государства.
Леонид Слуцкий охарактеризовал Парламентское Собрание Союза Беларуси и России как «уникальный наднациональный межпарламентский орган»:
– Здесь принимаются ответственные решения, многие из которых побуждают правительства России и Беларуси рассматривать отдельные вопросы быстрее. Парламентское Собрание – это живая площадка для порой острых, но всегда конструктивных и профессиональных дискуссий.
По мнению политика, Евразийский союз должен стать народным проектом. Для этого необходимо активно формировать единое информационное пространство. Одним из шагов на этом пути могло бы стать, например, создание новостного канала «Евразия 24».