«Путешествие из Петербурга в Ереван» — Сероб Григорян
В древней культуре Армении особое место занимает её архитектура, в которой ярко отразились творческая фантазия, полёт мысли и строительное искусство армянского народа.
Об этом ярко свидетельствуют дошедшие до нас во всём своём величии и строгой классической красоте многочисленные памятники армянского зодчества и их руины, выдержавшие с честью грозные испытания истории, стихий и времени.
С 1998 года в Армении произошли столь же значительные изменения, что и во мне самом. Ведь ровно 15 лет назад я в последний раз был на своей Родине. Тогда, как всякому 9-летнему ребёнку, мне всё казалось прекрасным и солнечным, особенно когда бабушка с дедушкой на своей даче в горах кормят тебя всеми плодами, растущими в Армении. Теперь дачи уже давно нет, но вкус детства по-прежнему в моих чувствах и воспоминаниях.
Я не зря начал свой рассказ с сухого искусствоведческого вступления, ведь выбор на Армению в моих планах был определен не только из-за моего кровного родства с этой страной, но также из-за моей профессии. Было очень грустно, когда преподаватель по архитектуре Российской Академии Художеств рассказывал про языческий храм I века в Гарни, относящийся к эпохе эллинизма. А из воспоминаний 1998 года я помнил только вкус шашлыков и персиков, а также такой большой стол, что мне казалось, будто все армяне мира празднуют чей-то день рождения. Теперь скажите, мог ли я выбрать другую страну для знакомства и анализа культурных памятников?
Ночью 6 сентября наш самолёт приземлился в Ереване, а в 14-00 того же дня я уже стоял у храма и любовался им как Д. Мережковский Парфеноном. Не могу не рассказать про сценку при покупке билета в храм. Мой отец, с которым я и прилетел, пошёл сразу к контролю. Я же направился к кассе, и, когда подошла моя очередь, дал 500 драмов и сказал только одно слово: «еркуат» (два), на что кассирша мне сразу ответила: «гражданам России цена 1000 драмов». Но к великому моему удивлению она дала мне два билета сразу после своего замечания. Я, конечно, могу понять, что туда кроме туристов никто не приезжает, но как она догадалась, что я из России, осталось для меня загадкой. Итак, Храм был просто великолепен! Тут все искусствоведческие знания и описательные характеристики бессильны. Скажу только, что на территории бывшего СССР храм в Гарни является единственным памятником эллинистического периода! Но Гарни известен не только своим храмом, но и «Симфонией камней». В это ущелье я спустился один. Если кто-то придумал метафорически называть архитектуру «застывшей музыкой», то он явно сперва посетил Гарни.
После отдыха у тёти всё в том же Гарни, где я наблюдал всю процедуру испечения лаваша, мы с папой направились в Гегард. Монастырский комплекс XIII века поразителен и уникален тем, что выдолблен и высечен в толще скал! Если великий Микеланджело отсекал куски из мраморной глыбы прямо со всех сторон, т.к. он видел свою будущую скульптуру как бы «заросшей» массой камня (метод достаточно сложный и требующий по истине высокого мастерства), то что же можно сказать про армянских архитекторов, которые уже в 13 столетии создали похожим методом храмы, чьи масштабы гораздо превосходят скульптуру! Также в Гегарде очень красивые хачкары, которые представлены в общем ансамбле скал и церквей.
После Гарни я уже как-то был спокоен перед преподавателем по античной архитектуре, но у нас есть ещё предмет «Архитектура средневековья», и тут одним памятником не обойтись! Тут пришлось по всей Армении кататься, ведь основные церкви в Армении построены как раз в эпоху Средневековья.
Я не буду утруждать читателя подробным описанием посещенных мною храмов, но самые интересные и уникальные по своим архитектурным композициям церкви я всё-таки опишу.
Первый в списке — Нораванк в Амагу XIII в. Уже по названию понятно, что монастырский комплекс является новым по отношению к предыдущим, но только это относится к новым, или, скорее, новаторским решениям композиции и застройки монастырей. Монастырский комплекс прекрасно вписывается в горный ландшафт, украшенный жёлто-красными скальными породами.
Полной противоположностью Нораванку являются монастыри в Ахпате (X век) и Санаине (X-XIII века). Здесь совсем другая природа. Долго поднимаясь по спиральной дороге, словно по Вавилонской башне, вы попадаете действительно в рай. Монастыри были построены отцом и сыном. Мне сразу бросилось в глаза сочетание стилей. Интересные капители и колонны, греческая ордерная система переплетается с крестово-купольной конструкцией, очень часто можно встретить восточную орнаментальность и декорирование.
Недалеко от Санаина в д. Дсех находится дом-музей нашего выдающегося писателя Ованеса Туманяна. Очень всем советую побывать!
Эчмиадзинский собор, к сожалению, был на частичной реставрации, его купол украшали леса, но всё-таки я был восхищён его убранством и духовностью, хотя с некоторой долей скептицизма, относящемуся к смиренным христианам на джипах.
Интересно то, что собор в Эчмиадзине строился примерно в то же время, а может быть и на 100 лет раньше собора Св. Софии в вечном Константинополе. По своему значению Эчмиадзинский собор предваряет по многим стилевым и конструктивным особенностям всю западноевропейскую архитектуру.
По дороге в Эчмиадзин я, конечно, посетил Звартноц (Храм Небесных Ангелов) XII в. По своему плану и уцелевшим руинам, этот храм, несомненно, являлся бы вершиной армянского зодчества. Чего стоят капитель с изображением орла и неповторимые по своей красоте капители с плетёнкой.
Про Амберд скажу, что я там конечно был, но и вы туда не поленитесь съездить.
Церковь Кармравор представляет прекрасный уголок VII века в окружении непонятного ландшафта.
По приезду в Хор Вирап мне стало как-то очень грустно. Глядя на Арарат, я подумал, что Армения ведь там, что я смотрю на свою Родину, находясь по ту сторону границы, что как раз эта колючая проволока и отделяет меня от моей Армении. Армении, которая осталась в книгах и сердцах армян.
Самым впечатляющим местом, в котором я побывал, является монастырь в Татеве. Сейчас это место больше известно по самой длинной канатной дороге. Она конечно впечатляет, но не затмевает впечатление от монастыря. Монастырь в Татеве — есть сама поднебесная. Самого Всевышнего Отца может мы и не увидим на земле, но приблизится к нему можно, побывайте в Татеве!
На этом заканчиваются мои путешествия по Армении, но остаются ещё пешие походы по Еревану.
Мне хочется сразу поделиться с вами одной очень интересной историей, связывающих три поколения искусствоведов, учившихся в Петербурге и имевших армянские корни. Моим научным руководителем является Раздольская Вера Ивановна, женщина, проведшая всю блокаду Ленинграда в Эрмитаже. Про этого великого человека можно и нужно писать книги, достаточно того, что в возрасте 90 лет, она этим летом выпустила свою очередную книгу «Искусство Франции. Середина – вторая половина XIX века». Вот эту самую книгу она и попросила меня передать своему ученику 1961-64 года, армянину и ныне живущему в Ереване Шаэну Хачатряну. Ш. Хачатрян достаточно известен в культурной среде Армении. Им написано много книг про армянских художников XX века, в том числе про Сарьяна и Минаса Аветисяна, а также фундаментальные труды, посвящённые великому Айвазовскому. Но меня в первую очередь интересовало, как найти его телефон. После звонка в союз художников мне дали его номер, и через некоторое время мы с Шаэном уже пили кофе в его доме. Он был весьма удивлён, услышав, откуда я и от кого, ведь ему уже 80 лет. Шаэн был так тронут, что подарил мне столько книг, что я их с трудом довёз до Петербурга, а Вере Ивановне он передал одну книгу из своей новой серии про армянских художников. Забыл сказать, что у Веры Ивановны мать была армянкой, хоть и прожившей всю жизнь в Петербурге. Вот такая интересная история сквозь года.
В самом Ереване всем советую сходить в Матенадаран (Музей/Институт древних рукописей), а также в Музей Современного Искусства. В СССР именно в Ереване впервые был открыт музей, посвящённый современному искусству, так что Питер и Москва тут отдыхают. Ереванский исторический музей по умолчанию.
К сожалению, я не побывал на озере Севан, не любовался Цахкадзором, но меня поразило культурное богатство нашей страны. Поистине, на клочке земли сохранились мировые памятники архитектуры. Я намеренно не писал про свои взгляды на нынешнюю Армению, но если жители Еревана считают, что вся Армения — это Ереван, то я склонен думать полностью противоположное.
Заключение.
Со мной в туристическом автобусе ехали армяне со всех стран и континентов мира, даже из Венесуэлы, многие знали армянский язык и письменность.
В Ереване, когда я ходил кому-то в гости, я показывал фотографии с разных точек Армении, многие не имели представления, в какой части света находятся эти памятники.
В Ереване я останавливался у своих родственников, многие места я посетил без помощи туроператоров, но несколько раз брал экскурсии в Hyur Service.
P.S. Из коньяков мне больше понравился «Ной».