Тицианова красота
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина представлены 11 картин из 10 итальянских музеев.
«Когда б не он, мы жили бы во мраке / И не познали б красоту земли», – написал о Тициане австрийский драматург и поэт Гуго фон Гофмансталь. Тициан, как никто другой, сумел передать красоту лиц и обнаженного тела, природы и высшего духа. Наряду с Леонардо да Винчи, Рафаэлем и Микеланджело это – крупнейший мастер эпохи Возрождения. И если Рафаэль создал классический идеал красоты, то Тициан явил образ красоты из самой жизни. В этом еще раз убеждает выставка, открытая в музее на Волхонке. Причем две работы Тициана – «Благовещение» и «Распятие» – никогда ранее не покидали пределов Италии. В экспозиции – картины, написанные в излюбленных жанрах Тициана – на религиозные и мифологические сюжеты, портреты. Произведения подобраны таким образом, что в миниатюре воссоздают весь творческий путь мастера.
Тициан Вечеллио родился в 1488 или 1490 году в горном местечке Кадоро в семье военного и государственного служащего. В возрасте 12 лет перебрался в Венецию, где провел почти всю свою жизнь. В его ранних работах чувствуется влияние видного венецианского живописца Джорджоне. Об этом свидетельствует самая ранняя из картин выставки – «Мадонна с Младенцем». Но в работе уже присутствует отсвечивающий золотистым тоном колорит, характерный для зрелого и позднего Тициана.
Потрясающие светотеневые эффекты, заставляющие краски чудесно мерцать, становятся приметой зрелого и позднего Тициана. С помощью света и колорита художник дает глубокую характеристику моделей на своих портретах. На выставке представлено три мужских и два женских портрета кисти художника. Один из них изображает живописца Джулио Романо – любимого ученика Рафаэля. В руке он держит план храма, который спроектировал. В усталом лице художника, высвеченном мощным потоком света, читается удовлетворение от проделанной работы. На выставке представлена и картина «Флора», ставшая «визитной карточкой» Тициана. Она изображает молодую женщину, сверкающую обольстительной красотой. Это как бы ответ Тициана леонардовской Джоконде.
Слава Тициана-портретиста гремела по всей Европе. Ему заказывали портреты глава Священной Римской империи Карл V, испанский король Филипп II, Папа Римский Юлий II. Однажды, когда Тициан писал портрет Карла V, он уронил кисть. Ее поднял сам император со словами: «Это почет для императора услужить Тициану». Из картин на мифологические сюжеты увидим «Данаю» и «Венеру, завязывающую глаза Амуру» – в исполнении Тициана – блистательного живописца обнаженного женского тела.
Из поздних шедевров представлены – «Благовещение» и «Распятие». Написанные в свободной манере, они исполнены драматизма и излучают мощную духовную силу. До конца жизни художник продолжал напряженно работать. Последняя картина, написанная в год смерти (1576), называлась «Оплакивание Христа». Тициан умер во время эпидемии чумы, заразившись от сына, за которым ухаживал. Его нашли в мастерской с кистью в руке.
Тициан определил развитие европейской живописи на столетия вперед. Его влияние чувствуется в произведениях многих мастеров – Веласкеса, Рембрандта, Ван Дейка, Делакруа, Мане и экспрессионистов ХХ века.