Скала противостояния
Сегодня на планете более 50 стран оспаривают территории у своих соседей. И далеко не всегда это проблемы только двух государств.
Часто эти конфликты своими корнями уходят в далекую историю, что обостряет выяснение отношений. Самый свежий пример – трехсотлетний спор вокруг Гибралтара между Испанией и Великобританией, на днях разгоревшийся с новой силой. Что же не поделили Лондон с Мадридом, неужели Гибралтар может стать новой горячей точкой на карте мира?
Началось все с того, что власти Гибралтара, которые подчиняются, как известно, британской короне, вдруг развернули строительство в акватории залива: на клочке суши, с трех сторон ограниченном морем, давно уже тесно жить. Гибралтарскую сушу отвоевывают у моря, насыпая новые берега. Мадрид выразил недовольство тем, что возведение искусственных рифов из бетонных блоков может блокировать движение рыболовецких судов.
Дальше – больше. Под предлогом борьбы с контрабандой испанские пограничники стали самым дотошным образом досматривать каждый въезжающий и выезжающий из Гибралтара автомобиль, что мгновенно привело к образованию многочасовых пробок. Масла в огонь добавил испанский МИД, заявив о намерении взимать плату в размере 50 евро за пересечение границы между Гибралтаром и Испанией. Кроме того, по сообщениям испан-ской прессы, Мадрид собирается вести дипломатическую войну с Британией в международных организациях и рассматривает возможность подачи жалоб в Совет Безопасности ООН, Генеральную Ассамблею ООН и Международный суд в Гааге. Не исключено, что Испания попытается договориться с властями Аргентины о создании антибританского «единого фронта». У стран схожие проблемы – Аргентина не оставляет надежд отвоевать расположенные у ее берегов Фолклендские (Мальвинские) острова, которыми Британия управляет с 1833 года.
Однако в Лондоне сохраняют спокойствие и твердость. Для наглядной демонстрации своей непреклонности Британия приступила к старому и проверенному веками английскому методу решения проблем – «дипломатии канонерок», направив к Гибралтару несколько боевых кораблей.
Географически Гибралтар представляет собой небольшой кусочек земли площадью всего лишь в шесть с небольшим квадратных километров на южном побережье Испании. Однако геополитическая и экономическая ценность этого кусочка неизмеримо больше, нежели его размеры. Дело в том, что Гибралтар занимает стратегическое положение, фактически контролируя одноименный пролив, открывающий вход в Средиземное море. Крошечный Гибралтар сегодня – это настоящий рай для предпринимателей, этакий международный финансовый центр. Основные доходы заморской территории Великобритании идут от туризма, игорного бизнеса и хранения нефти. В Гибралтаре низкий подоходный налог, отсутствует НДС, нет налогов на наследство и перепродажу недвижимости, а корпоративный налог для иностранных компаний – только 10 %. Неудивительно, что ВВП Гибралтара в пересчете на душу населения составляет около 45 тысяч долларов. Для Испании, где уровень молодежной безработицы зашкаливает за 50 %, обидно осознавать, что столь привлекательная территория прямо у тебя под носом тебе не принадлежит. Видимо, поэтому британцы сочли демарш испанского правительства попыткой хоть как-то поднять свой рейтинг, подорванный экономическим кризисом и коррупционными скандалами.
Вообще, споры по поводу государственной принадлежности территорий имеют древнюю историю. В основе взаимных претензий лежат как исторические, так и географические причины. Но помноженные на современные политические, экономические факторы, этническую и религиозную нетерпимость, конфликтные очаги рискуют перерасти в вооруженные столкновения.
Среди наиболее известных спорных территорий можно назвать Кашмир, на который выдвигают свои права Индия и Пакистан. Не урегулирован конфликт между Сирией и Израилем за Голанские высоты. Арабы и евреи никак не могут поделить Палестину, Приднестровье оспаривается Молдовой, Абхазия – Грузией, Тайвань – Китаем. Немало точек преткновения в Африке и Южной Америке. Обнаруженные в Арктике большие месторождения газа и нефти делают и ее ареной соперничества сразу нескольких государств.
Таким образом, даже беглый взгляд на карту показывает, что почти для всех регионов мира характерны территориальные проблемы. И дело не в самих территориях, а в том, насколько важны они в политическом смысле, как расположены стратегически, насколько богаты людскими ресурсами, какие полезные ископаемые и минералы хранят в своих недрах. Учитывая нарастающую конкуренцию между государствами и региональными объединениями, проблемы спорных территорий, скорее всего, также будут обостряться. В глобальном масштабе противостоянию будет способствовать дефицит продовольствия, энергии, чистой воды. Поэтому в обозримом будущем проблемы спорных территорий останутся главными в международном праве. Способов их решения, к сожалению, всего два – силовой и политический. Как видим, выбор у человечества невелик.