Сквозь призму отношений “тройки”
На минувшей сессии белорусские парламентарии приняли ряд законов, которые делают инвестиционный климат в Беларуси еще более привлекательным. Насколько новые законопроекты коррелируются с соглашениями в рамках Союзного государства и ЕЭП, а также почему экономические отношения остаются главным фундаментом евразийской интеграции, корреспонденту «СВ» рассказал Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по экономической политике Владимир КРАВЦОВ:
– Комиссия по экономической политике создана в белорус-ском парламенте только в этом созыве. И данное решение оказалось полностью оправданным. Аналогичные комиссии работают в российской Госдуме и в мажилисе Казахстана, с которыми нам приходится решать сходные проблемы по законодательному регулированию экономики, предпринимательской деятельности, разработке государственных программ развития, причем с учетом принятых соглашений как в Союзном государстве, так и в рамках таможенной «тройки» – России, Беларуси и Казахстана.
В частности, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь внесли поправки в закон «О свободных экономических зонах», приняли закон «О государственных закупках», которые, по мнению экспертов ЕЭК, полностью соответствуют соглашениям Таможенного союза. Готовится к рассмотрению закон «О конкуренции» и «Об антимонопольной деятельности». За основу опять же берется модельный закон, разработанный в рамках стран ЕЭП. Также комиссия рассмотрела ряд важных законопроектов, обеспечивающих в стране благоприятный инвестиционный климат: об инвестициях и о концессиях. Эти законы заменят инвестиционный кодекс, который был принят в Беларуси 12 лет назад. И здесь в полном объеме мы постарались использовать опыт наших российских и казахстанских коллег.
Сегодня в белорусском парламенте рассматриваются поправки в закон «О хозяйственных обществах» и «О приватизации», разработана концепция закона «О государственно-частном партнерстве». И все эти изменения объективно предопределяются не экономическими интересами Беларуси, а развитием интеграции в форматах Союзного государства, ТС и ЕЭП.
Всем известно, что на высшем уровне принято и озвучено решение о создании к январю 2015 года Евразийского экономического союза. Кроме того, в июне в Минске на Форуме деловых людей государств – участников ЕЭП премьер-министр России Дмитрий Медведев сказал, что к этому же сроку планируется отменить все изъятия и исключения в законодательстве, касающиеся сфер производства и торговли. Значит, все предприятия и предприниматели в рамках ЕЭП будут работать в равных условиях. С одной стороны, это здорово, но к такой ситуации всем странам ЕЭП нужно готовиться заранее. За предстоящие полтора года нужно проделать гигантскую работу: внести сотни поправок в национальное законодательство, согласовать эти поправки со многими ведомствами, а ведомствам поменять свои внутренние подзаконные акты. Затем парламенты должны ратифицировать эти документы.
Белорусский парламент уже несколько лет каждый законо-проект рассматривает сквозь призму отношений «тройки». Прежде всего это соглашения, относящиеся к экономическому блоку. Более того, все министерства и ведомства, разрабатывающие проекты законов, делают это с учетом семнадцати существующих в рамках ЕЭП базовых соглашений между Россией, Беларусью и Казахстаном. Без такой проработки белорусский парламент ни один законопроект к рассмотрению не принимает. Как пример можно привести государственные закупки, на которые выделяются немалые бюджетные средства. Проходят они через тендеры и аукционы, но пока в таких закупках в странах ЕЭП на равных могут участвовать только белорусские и российские предприятия и организации. С 2015 года эти ограничения будут сняты, но ведь всем трем странам нужно поменять свое законодательство. В этой связи был разработан единый модельный закон, под который мы переделали белорусское законодательство, и с первого января 2013 года в Беларуси вступил в силу новый закон «О государственных закупках». Эксперты ЕЭК проанализировали этот закон и сделали заключение, что он соответствует всем действующим в рамках ЕЭП соглашениям. Аналогичным образом разработан закон в России, дорабатывается подобный документ в Казахстане. Когда они вступят в силу, заработает единая система госзакупок в трех наших странах. И это только один подобный пример, а их сотни.