Магнитная аномалия
Почему уникальных мест в регионах много, однако популяризировать их стремятся не везде?
В прошлые выходные осуществил давнишнюю мечту — побывал в центре Беларуси. Настоящем, географическом, отмеченном в 1996 году специальным геодезическим знаком и памятной мраморной доской. Туда еще не проложена народная тропа, тем ценнее было добраться через труднопроходимые заросли, мелиоративные каналы и бескрайние сельхозполя до самого что ни есть центрального пятачка земли белорусской, своеобразного полюса страны. И тем обиднее было, что в расположенной неподалеку Марьиной Горке не оказалось ни одного сувенира, который напоминал бы о нетривиальной особенности этих мест.
Впрочем, как и о любой иной достопримечательности, которых на пуховичской земле немало. Разве что в столь индифферентном отношении к туристам, а по большому счету, к собственной истории и своим территориальным “изюминкам”, Марьина Горка не оригинальна. Специфика работы, связанная с частыми разъездами, сформировала у многих журналистов простое, но красочное хобби — коллекционирование сувенирных магнитов “с места события”. Автор этих строк — не исключение, но наблюдаемая в стране, являющейся перекрестком Европы, “магнитная аномалия” все больше наводит меня на грустные размышления.
Судите сами. 17 августа в Островце проходят слушания, организованные для литовской общественности по вопросу строительства БелАЭС. В будущий белорусский атомоград съезжается более сотни гостей из-за пределов страны, но в расположенном буквально напротив Информационного центра АЭС и единственном работающем в тот день киоске “Белсоюзпечати” магнитов нет. “Может, через два дня подвезут, вы заходите”, — радушно предлагает киоскерша. В конечном итоге магниты обнаружены, но... в магазинчике, размещенном в глубине здания почты. Как вы думаете, сколько литовцев, большинство из которых были настроены весьма благожелательно к нашей стране и ее будущей АЭС, смогли отыскать и приобрести островецкий сувенир?
В известном далеко за пределами страны своими фестивалями, творческими коллективами и международными мероприятиями Молодечно работает с десяток киосков, но ни в одном из них магнитов не оказывается. “После “Дажынак” были некоторое время, но давно кончились, — разводят в последнем руками. — Вы в книжном магазине спросите”. Совет оказался дельным, в “книгарне” — “сувенирный клондайк”: обилию разнообразных магнитов, вымпелов и даже ручек с городской символикой впору позавидовать большинству столичных сувенирных лавок. Но многим ли гостям города придет в голову искать сувениры в книжном магазине?
С аналогичной ситуацией довелось столкнуться и в древнем, богатом историей и памятниками архитектуры Пинске. Но самым примечательным в этом смысле оказался городской поселок Вороново. Там в местных лавочках даже не поняли, о каком магните идет речь. А на пояснение, что это сувенир для туристов, лишь вздохнули: “Да у нас и туристов-то не очень”.
Подобные факты вызывают сожаление, тем более что в Беларуси есть немало обратных примеров, демонстрирующих и большое внимание местных властей к популяризации своего региона, и богатое разнообразие памятной продукции, и даже креативный подход к решению “сувенирного вопроса”, несущий не только культурно-просветительскую функцию, но и экономический эффект. Чудесный прием освоили, например, гостиницы Малориты и Пружан: они предлагают гостям красочные магниты с собственным изображением и своей рекламой. Эксклюзивная примагничиваемая мини-картина на бересте позволяет запечатлеть свой отдых в санатории “Юность”, что на Минском море. Серию нетривиальных деревянных магнитов предлагают в Ивацевичах, Столине и Волковыске, цепляют внимание своими храмами “цепкие” сувениры из Докшиц и Кобрина, с гордостью демонстрируют пирамиду-усыпальницу магниты в Узде, а легендарные БелАЗы — в Жодино. Даже среди обилия иных сувениров примагничивают взор барановичский паровоз и оршанская “Катюша”. И этот список далеко не полный.
Истинному любителю путешествий даже простенький мягкий магнит без изысков придется по душе — было бы на нем название города и хоть что-то, что отличает эти места от тысяч иных. Суровый костел и величественная брама прославили бы то же Вороново не меньше, чем симпатичная статуя Марьи, что на минском въезде в Марьину Горку, попади они в руки туриста. Не говоря уже о чистой выгоде: множество отечественных фирм предлагают изготовление сувенирных магнитов по цене от двух-трех тысяч рублей за штуку, тогда как в продаже они стартуют, как правило, с десяти тысяч. Эффективность “магнитной рекламы” подтверждена даже европейскими социологами: если в бумажном варианте около 92 процентов рекламной продукции выбрасывается сразу после ее вручения, то магниты не только изучаются, но и обычно вывешиваются на самое обозримое место в квартире или офисе.
В преддверии ЧМ-2014 вопрос этот приобретает едва ли не стратегическое значение. Впрочем, потенциал “регионального магнетизма” не снизится ни до, ни после чемпионата. Несколько лет назад гостившие у автора этих строк московские друзья зацепились взглядом за красочный магнит с изображением Лидского замка, висевший на холодильнике. Улыбнулись “женскому” имени города, поинтересовались, не является ли он побратимом российской Анны, что на Воронежчине. Тот разговор вспомнился нынешней весной, когда эти москвичи сагитировали целую группу велотуристов посетить Беларусь. В обширной двухнедельной программе одним из основных пунктов значилась Лида, в которой семнадцать человек жили, питались и скупали сувениры два дня подряд. Расположенное же рядом Вороново оказалось за гранью внимания. Ведь там “туристов-то не очень”.