Итоги послевоенной пятилетки
В РИА «Новости» состоялся Мультимедийный круглый стол на тему: «Южная Осетия: пять лет после войны. Анализ ситуации». В нем приняли участие известные российские дипломаты, политологи и эксперты.
Участники мероприятия отметили, что всю ответственность за случившееся пять лет назад на Кавказе несет уходящий президент Грузии Михаил Саакашвили и его ближайшие соратники. Именно они, а не Россия, стали виновниками того, что Грузия безвозвратно потеряла Абхазию и Южную Осетию. Как известно, Москва до последней возможности признавала территориальную целостность Грузии, но действия Саакашвили поставили ее в ситуацию, когда она сначала не могла не оказать военную помощь Южной Осетии, а затем не могла не признать независимость двух бывших грузинских автономий.
По мнению большинства участников круглого стола, главная ошибка грузинского руководства в том, что оно проводило, да и проводит до сих пор не национальную политику, а слепо ориентируется на Запад. Которому, как выясняется, Грузия нужна гораздо меньше, чем думают в Тбилиси. Вопреки ожиданиям Саакашвили, США и НАТО не оказали ему никакой помощи в дни августовской войны. Пресловутый нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан не принес стране никакого экономического процветания и никакой энергетической независимости, западные потребители и восточные поставщики практически не проявляют к нему интереса. До сих пор у Грузии для Запада был всего один «экспортный товар» – статус «жертвы русского империализма». Продавать его до бесконечности нельзя.
Соответственно, как отметил ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин, Грузии необходимо восстанавливать отношения с Россией, экономические, научные, социальные. Отчасти этот процесс уже начался, поскольку правительство Иванишвили и его соратников по партии «Грузинская мечта» проводит гораздо более реалистичную политику, чем Саакашвили и его партия. Однако для восстановления полноценных дипломатических отношений Грузия, как минимум, должна отменить закон об «оккупированных территориях», под коими подразумеваются Абхазия и Южная Осетия. В Тбилиси должны понять, что Москва уже не «отпризнает» их обратно. Впрочем, вполне очевидно, что это понимание придет к грузинскому руководству еще не скоро.
Что касается самих Абхазии и Южной Осетии, то фактическую независимость они получили еще два десятилетия назад, в 2008 году этот факт был лишь окончательно закреплен юридически и обеспечен в военном отношении. Выбор в пользу независимости является в обеих странах абсолютным, никто здесь не рассматривает возможность обратной интеграции с Грузией в какой-либо форме даже в самой отдаленной перспективе. При этом, впрочем, значительная часть населения заинтересована в восстановлении нормальных экономических отношений с Грузией. Кроме того, Абхазии и Южной Осетии уже пора демонстрировать собственную состоятельность. Политическая жизнь в этих странах идет очень активно, а вот с экономикой большие проблемы, причем не только в горной Южной Осетии, но и в курортной Абхазии.
Заместитель декана исторического факультета МГУ Алексей Власов подчеркнул, что многие страны, хотя и не устанавливают с Сухумом и Цхинвалом дипломатических отношений, активно развивают с ними экономические и гуманитарные связи. В частности, ЕС, на словах активно требуя «восстановления территориальной целостности Грузии», на деле проводит различные программы сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией. Это может привести к определенному политическому и психологическому отдалению обеих республик от России, которая оказывает им значительную экономическую помощь, но, к сожалению, почти не уделяет внимания гуманитарному сотрудничеству.
В целом, как отметили участники круглого стола, военные и геополитические итоги августовской войны очевидны. Теперь необходимо смотреть в будущее.