Излишки по себестоимости

Источник материала:  
15.08.2013 — Разное

В восьми «пилотных» регионах России вскоре введут систему дифференцированной оплаты коммунальных услуг. В Беларуси она начала действовать почти два года назад. Несмотря на опасения властей и жильцов, дифференцированный механизм уже доказал свою эффективность.

Систему дифференцированной оплаты невозможно было ввести сразу на все виды коммунальных услуг. Поэтому 1 октября 2011 года в Беларуси первым шагом на этом пути стал переход на новый механизм оплаты за услуги водоснабжения и канализации.

– Оплату за потребление воды в пределах 140 литров в сутки на человека граждане производят по фиксированным тарифам для населения, – рассказывает начальник управления экономики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Елена Дудинская. – Объемы, превышающие это число, оплачиваются по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат: чем больше объем, тем выше цена.

При этом акцент сделали на том, что 140 литров в сутки – это не норма потребления, а всего лишь механизм оплаты для граждан, проживающих в жилых домах или квартирах, оснащенных индивидуальными приборами учета воды. И неважно, на какие нужды будет использоваться вода: на собственные нужды, на полив огорода или для чего-то еще.

– Для определения среднего суточного объема (140 литров)  мы провели глубокий анализ потребления воды, – поясняет Елена Дудинская. – Он показал, что в Минске и областных центрах в среднем на одного человека в сутки приходится 153 литра, в городах с численностью населения более 50 тысяч человек – 141 литр, в населенных пунктах с численностью населения менее 50 тысяч человек – 118 литров.

Механизм дифференцированной оплаты действует «в привязке»  к регистрации по месту жительства, и, как отмечает специалист, в этом его недостаток:

– Все дело в том, что часть людей, зарегистрированных по месту жительства в одном месте, фактически могут проживать в другом. Регистрироваться по месту жительства обязаны все, а по месту пребывания – необязательно, это право человека. «Льгота»  – 140 литров – предоставляется только по месту прописки. Поэтому выходит, что многие абоненты не могут получить и оплатить ту или иную услугу там, где они проживают. Технически достаточно сложно решить эту проблему, но мы уже работаем и над этим.

Основной целью введения дифференцированной системы оплаты  специалисты называют стимулирование экономного отношения населения к водным, энергетическим и другим ресурсам. Проще говоря, таким способом белорусов научили экономить свои деньги и деньги поставщиков коммунальных услуг. Как отмечает Елена Дудинская, после внедрения нового механизма оплаты средние показатели реализации воды значительно снизились. Например, через полгода после введения дифференцированной оплаты водоснабжения объемы потребления воды населением в среднем снизились на 3–3,5 процента или на 3,8–4,5 миллиона кубических метров, что соответствует полугодовому потреблению крупных районных центров.

Как известно, нынешний год в Беларуси нарекли Годом бережливости. И «экономные» мероприятия не заставили себя ждать: с 1 февраля этого года белорусы стали дифференцированно оплачивать электроэнергию и газ.

Изначально при разработке системы оплаты электроэнергии планировалось, что на каждого абонента, с которым был заключен договор, установили бы лимит в 150 киловатт-часов в месяц, а если дом оборудован электроплитой – 250 киловатт-часов. Однако из-за недостатков такого механизма, которые выявились при оплате услуг водоснабжения, было принято решение от него отказаться.

Сейчас схема выглядит так: существует три основные категории абонентов, которым ежемесячно предлагают оплачивать определенное количество отпускаемой электроэнергии по «льготному»  или базовому тарифу. Те абоненты, чьи дома оборудованы электрическими плитами, по установленным законодательством тарифам оплачивают до 250 киловатт-часов, если потребление составило от 250 до 400 киловатт-часов в месяц, тариф рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,3. В том случае, когда абоненты используют более 400 киловатт-часов, им приходится полностью возмещать экономически обоснованные затраты на оказание услуги, то есть оплачивать ее себестоимость. В домах и квартирах с газовыми плитами под базовый тариф выделяется 150 киловатт-часов. При использовании от 150 до 300 киловатт-часов применяется коэффициент 1,3, а свыше 300 – полная оплата услуги. Плата за электроэнергию в домах, не оборудованных электроплитами и системами центрального горячего водоснабжения и снабжения природным газом, до 300 киловатт-часов начисляется по льготному тарифу, более 300 киловатт-часов – с применением повышающего коэффициента 1,3, но не выше тарифов, обеспечивающих полное возмещение затрат на оказание услуги.

Есть в этой системе и свои льготы: механизм дифференцированной оплаты услуг энергоснабжения не распространяется на многодетные семьи и детские дома семейного типа, неполные семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, и другие категории граждан.

Анализируя эффективность внедрения новой системы оплаты электроэнергии, специалисты пришли к выводу, что такая тарифная политика достаточно социально ориентирована и расчеты «лимитов», предоставляемых по базовым ценам, были произведены верно. Об этом говорит и статистика: по итогам анализа с марта по июнь текущего года 83,4 процента абонентов не превысили «социальные»  объемы. Из них по базовой цене оплатили электроэнергию 85,7 процента абонентов, чьи дома оборудованы электроплитами, 78,7 процента тех, кто использует газовые плиты, и 95,8 процента абонентов, проживающих в домах без электрических плит и систем централизованного горячего водоснабжения и снабжения природным газом.

Кстати, в Беларуси также применяется дифференцированная оплата за техническое обслуживание жилого фонда и отопление так называемых «пустующих»  квартир, где никто не зарегистрирован по месту жительства.

– Для граждан, проживающих в неблагоустроенном жилфонде, плата за техобслуживание уменьшается на 10 процентов за каждый вид отсутствующего инженерного благоустройства, – добавляет Елена Дудинская. – Владельцы же «пустующих» квартир, а также граждане, имеющие в своем распоряжении площадь квартир более чем 20 квадратных метров на одного проживающего и 10 квадратных метров на семью, оплачивают услуги по тарифам, обеспечивающим полное возмещение затрат.

Как правило, каждое нововведение в сфере жилищно-коммунального хозяйства, особенно если оно касается тарифной политики, население воспринимает с опаской, если не сказать с неодобрением. Так было и с введением дифференцированной оплаты коммунальных услуг. Владельцы частных домов переживали, что установленного льготного объема потребления воды не хватит, чтобы полить огороды или напоить скот, а жильцы многоквартирных домов искали способы экономии неожиданно подорожавшей электроэнергии. Нужно отметить, что переход на дифференцированную оплату в стране прошел лояльно, даже в некоторых случаях незаметно. Грамотно рассчитанные специалистами нормы и объемы потребления и масштабная работа по разъяснению новшеств сделали свое дело. И сейчас принцип «кто больше потребляет, тот больше и платит»  в полной мере себя оправдывает.

←Выбор народа – и во имя его

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика