Падение евробарометра
Участившиеся в Европе техногенные катастрофы — одна из ипостасей глубинного цивилизационного кризиса западного мировоззрения?
Западной Европе в последнее время откровенно не везет. Недавно целая семья туристов пострадала в швейцарских Альпах в результате падения кабины канатной дороги. После чудовищного полета с высоты девятисот метров отец и мать погибли, годовалый ребенок получил тяжелые травмы. Чуть ранее новостные сводки мира склоняли на все лады лобовое столкновение поездов в той же Швейцарии: по меньшей мере 35 человек пострадали, причем пятерых пришлось доставлять в больницу вертолетом, один из машинистов — 24-летний француз — погиб. Про железнодорожное же крушение в Испании, унесшее жизни не менее 79 человек, писали практически все мировые СМИ, включая “Народную газету”. Однако сегодня, спустя время, становится все более очевидным, что все эти на первый взгляд разрозненные ЧП — явления одного порядка.
Издержки благополучия
Благополучие расхолаживает ум и притупляет бдительность. Увы, это не домыслы завистников и неудачников, психологи и социологи находят этому тезису немало убедительных доказательств. Обрыв канатной дороги, может, и был предопределен, но избежать жертв не позволил пресловутый человеческий фактор: работник фуникулера, предназначенного исключительно для перевозки грузов, разрешил супружеской паре с ребенком сесть в кабину. Основная версия лобового столкновения поездов близ Лозанны — также разгильдяйство: игнорирование сигналов светофора. Наконец, испанское крушение, как признал его виновник, произошло из-за более чем двукратного превышения допустимой скорости. И разговор ли по мобильному телефону тому виной, или внезапно овладевшая машинистом задумчивость (“Я потерял контроль над происходящим вплоть до того что не знал, на каком участке пути нахожусь”, — скажет он позже), сути это не меняет.
Есть у этих трагедий и еще один, нормативный, аспект, также связанный с завышенным самомнением. Дело в том, что в западных странах проверка состояния инфраструктуры как канатных подвесных дорог, так и железнодорожного полотна осуществляется гораздо реже, чем, например, в Беларуси и России. Оценка состояния железнодорожных путей мобильными диагностическими вагонами в Европе практикуется раз в три — шесть месяцев, тогда как в наших странах — почти еженедельно. В европейском диагностическом путевом хозяйстве (как и в США) число специалистов и соответствующей техники в пять, а то и в десять раз ниже в соизмеримых масштабах, нежели у нас. Ведь безопасность — не комфорт, экономия на ней не столь заметна.
Убийственный комфорт
После железнодорожной катастрофы в Испании память сама стала выстраивать параллель с прогремевшим на весь мир страшным авиационным инцидентом одиннадцатилетней давности. Тем самым, когда в ночь на 2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись российский Ту-154, летевший из Москвы в Барселону, и грузовой Боинг-757. Той ночью оборвались жизни 71 человека, в том числе 52 детей, большинство из которых направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу.
Но катастрофа над Боденским озером стала жестким экзаменом и для всего человечества. Точнее, для его сегмента, именуемого “европейской цивилизацией”. Когда события той ночи были восстановлены поминутно, выяснилось, что трагедия произошла вскоре после того как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам из частного центра воздушного контроля “Скайгайд”. Где вместо двух положенных диспетчеров находился один. Где основная аппаратура автоматического оповещения об опасном сближении самолетов была отключена. Где не работали ни основная, ни резервная телефонные линии. И куда диспетчер из германского города Карлсруэ несколько раз безуспешно пытался дозвониться, чтобы предотвратить беду. Но дежуривший в ту ночь диспетчер Петер Нильсен был занят — он пил кофе...
Под маской добродетели
Искренне считающая себя носителем великих традиций и поборником самых высокоморальных норм Европа начала отчаянно юлить с первых же дней расследования этой катастрофы. “Скайгайд” возложил всю вину на российских пилотов, которые якобы не понимали указаний диспетчера, но эксперты позже убедительно опровергли эти домыслы. Только два года спустя директор этой компании Ален Россье принесет извинения семьям погибших, после чего будет еще два года размышлять, не уйти ли ему в отставку. Швейцарское государство всю силу своего защитного механизма обратит в пользу того, кто фактически столкнул в небе два самолета. Нильсена даже не уволят — его направят на психологическую реабилитацию.
“Освободит” его от статуса “невольного палача” российский гражданин Виталий Калоев, потерявший в авиакатастрофе над Боденским озером жену, дочь и сына. Он придет к дому диспетчера в пригороде Цюриха, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнет — и жертв “боденской трагедии” станет на одну больше. Однако европейское мировоззрение даже это отчаянное убийство изменить не сможет: в глазах западного общественного мнения жертвой инцидента станет именно компания “Скайгайд” как пострадавшая от “распоясавшегося дикаря”. В 2007-м четверо менеджеров этой компании будут признаны виновными в непредумышленном убийстве и понесут “чудовищное” наказание: троих приговорят к условному заключению, еще одного — к штрафу. Характерно и то, что после убийства Нильсена его прежние коллеги, ссылаясь на общий шок, откажутся выполнять свои служебные обязанности в полном объеме и сократят число обслуживаемых рейсов. При том, что после гибели 71 человека они демонстрировали завидную выдержку и находчивость, продолжая трудиться в прежнем режиме...
Похоже, столь щепетильное отношение к злополучному диспетчеру было изначально предопределено западной логикой: в Петере Нильсене европейская цивилизация увидела яркое олицетворение самой себя. Внешне добропорядочной, интеллигентной, оптимистично настроенной, ставящей собственные комфорт и благополучие превыше всего — и периодически переоценивающей свои силы и возможности, как и свою роль в мировой истории. Но цивилизационная пропасть глубже любого альпийского ущелья...