Скоростные требуют ускориться
Под Фаниполем в небывало сжатые сроки отечественные строители возводят белорусско-швейцарский завод, который будет выпускать легкие, маневренные, скоростные электрички
Всего за восемь месяцев вместо обычных двух-трех лет учится строить большой завод по производству железнодорожного и городского электрического транспорта в районе города Фаниполя один из лучших генподрядчиков Беларуси ОАО “Гроднопромстрой”.
В единой связке
За три месяца уже почти смонтированы металлоконструкции корпусов первой очереди строительства, которая должна быть завершена возведением здания сборочного цеха к концу нынешнего года. “Мы ведем параллельно проектирование и строительство, из-за чего возникает много непредвиденных вопросов, требующих срочного решения на строительной площадке, — рассказал первый заместитель генерального директора ОАО “Гроднопромстрой” Сергей Шарейко. — Однако у нас сложились хорошие отношения и с проектной организацией “Белжелдорпроект”, и с заказчиком ОАО “Электрический транспорт”. В марте-апреле нынешнего года мы подготовили площадку и за три месяца почти полностью смонтировали металлоконструкции (всего порядка двух тысяч тонн). Также уложено более трех тысяч кубов бетона, установлено две с половиной тысячи буронабивных свай”.
Во вторую очередь строительства планируется пристроить сварочный, частично роботизированный цех и пуско-наладочный, в третью — перенести в Фаниполь производство трамваев, а затем и троллейбусов.
Все под силу
“Наша организация сегодня строит объекты любой сложности и назначения, — говорит заместитель генерального директора ОАО “Гроднопромстрой” Игорь Зайченко. — Работаем на реконструкции аэропорта Минск-2, строительстве атомной станции в городском поселке Островец (уже готовы фундаменты под два энергоблока, завершается строительство производственной базы и многое другое), в Гродно реконструируем областную филармонию, объекты здравоохранения, строим детский садик, школу, жилые дома в новых микрорайонах. В прошлом году ввели в эксплуатацию Гродненскую ГЭС, делали в 2006 году шлюзы во время реконструкции уникального исторического памятника — Августовского канала”.
Финансирует строительство нового завода, где в год будут выпускать тридцать электричек, Европейский банк реконструкции и развития, который выделил заем в размере 14,5 миллиона евро. В совместное частное предприятие, которым будет управлять швейцарский инвестор Stadler Rail AG, войдут активы “Белкоммунмаша”, производящего трамваи и троллейбусы, и частный капитал компании Stadler вместе с новейшими технологиями.
По мнению Сергея Шарейко, наилучшего результата в строительстве можно достигнуть, когда генподрядчик, заказчик и проектировщик работают в одной связке и имеют общее видение решения важных вопросов. “У нас сложилась система ежедневной инженерной проработки проекта, чтобы ускориться и ничего не упустить в процессе, — отметил первый заместитель генерального директора. — И, конечно, четкая организация работы бригад, которые проводят на объекте по 12 часов”.
Достаточная мощность
Примеров того, как отечественные строители справляются со сложными задачами, предостаточно. Ускориться же строительному комплексу в целом мешают проблемы, которые накопились за кризисный период. Это закредитованность и задолженность заказчиков перед подрядчиками, долгострои. “Инвесторы в свое время пришли на реальные и быстроокупаемые бизнес-планы. Это в первую очередь долевое строительство. Но в 2011 году ситуация с финансами резко ухудшилась, и сейчас последствия приходится “разруливать” органам государственной власти, — отметил заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин. — Законодательно регламентируется жесткая привязка к срокам строительства”. Сейчас отрасль претерпевает существенные изменения, разрабатывается концепция новой строительной политики Беларуси, планируется создание трех крупных холдингов.
Продолжается модернизация в строительной отрасли (всего в планах 72 предприятия). Затягивание сроков, как объяснил на заседании рабочей группы по проблемным вопросам в строительстве министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов, объясняется тем, что программа модернизации разрабатывалась в одних финансово-экономических условиях, а заканчивается процесс в других. Тем не менее мощности семи из двадцати модернизированных ДСК и КПД в размере более двух миллионов квадратных метров в год, по оценке КГК, достаточно, чтобы обеспечить строительство необходимого количества жилья для нуждающихся в рамках государственного заказа и по нормальной цене.
Электричку к лету
Полностью завод, который строится под конкретный заказ, должен быть готов к 2016 году. Уже подписан контракт на длительный срок по производству и поставке двухуровневого подвижного состава с московской мэрией. “Чтобы выпускать надежные поезда из алюминия, набрана группа специалистов, которая с сентября будет обучаться на заводах Швейцарии. Особые требования будут предъявляться к сварщикам, которые после учебы получат допуск к специфическим работам”, — сообщил заместитель директора ОАО “Электрический транспорт” Александр Гутырчик.
Уже в декабре нынешнего года планируется в готовых корпусах разместить оборудование для комплектации вагонов. Поскольку процесс сборки одного поезда составляет 4—5 месяцев, то к концу мая — началу июня ожидается и первая электричка.