Политический саммит МЕРКОСУР
Саммиты МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок) в последние годы привлекают все больше внимания международных экспертов и аналитиков.
Не стала исключением и прошедшая недавно в Монтевидео встреча глав государств и правительств этого объединения, включающего таких динамично развивающихся гигантов континента, как Бразилия и Аргентина. Более того, интерес к последнему саммиту был явно повышенным, а ожидания и прогнозы глобального информационного сообщества, связанные с его итогами, носили почти сенсационный характер. Объяснялось это тем, что, вопреки сложившейся за два десятилетия традиции обсуждать и решать в ходе подобных встреч экономические и интеграционные проблемы, в этот раз латиноамериканские лидеры сосредоточились на проблемах мировой политики.
Главной темой дискуссии саммита стал демарш нескольких европейских государств по отношению к президенту Боливии Эво Моралесу, возвращавшемуся из Москвы, где он участвовал в форуме экспортеров природного газа. Италия, Испания, Португалия и Франция закрыли свое воздушное пространство для президентского лайнера из опасений, что на его борту находится бывший сотрудник ЦРУ, разоблачитель деятельности американских спецслужб Эдвард Сноуден, которого США лишили гражданства и объявили в международный розыск. В результате самолет президента суверенного государства совершил вынужденную посадку в Вене, где и провел 12 часов, пока дипломатические службы искали выход из скандальной ситуации. По некоторым данным, австрийские спецслужбы в это время предпринимали попытки обыска президентского борта, наплевав на все международные нормы и право экстерриториальности, безусловно принадлежащее транспортным средствам первых лиц независимых государств.
Понятно, что за столь неадекватным поведением европейцев стоял Вашингтон, который в ультимативной форме, не выбирая выражений и не останавливаясь перед прямыми угрозами, требовал от правительств не оказывать содействия Сноудену, не предоставлять ему политического убежища и, во избежание осложнений с Белым домом, задержать беглеца и передать его властям Соединенных Штатов. Собственно, никто в мире и не сомневался в роли США, организующей и направляющей всю эту несколько истеричную кампанию.
Нужно сказать, в Монтевидео собрались помимо полноправных членов МЕРКОСУР – Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Уругвая – еще и ассоциированные участники объединения: Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор. Присутствовали на саммите также делегации центральноамериканских и карибских стран, связанные с объединением договорами о сотрудничестве. Таким образом, в этот раз на саммите МЕРКОСУР в уругвайской столице собралась, за небольшим исключением, вся Латинская Америка. Поэтому решения, принятые там и подписанные четырьмя президентами, можно, наверное, считать решениями континентальными, общими если не по юридической букве, то по духу.
В своем совместном заявлении президенты стран МЕРКОСУР «решительно осудили действия» европейских правительств, характеризуя их как «безосновательные и дискриминационные, нарушающие права человека». Лидеры Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Уругвая приняли также решение отозвать для консультаций своих послов в Испании, Италии, Португалии и Франции.
МЕРКОСУР сегодня – крупнейший интеграционный союз в Латинской Америке, охватывающий страны с населением свыше 250 миллионов человек и суммарным ВВП около 2 триллионов долларов. По своему экономическому потенциалу и значению в мировой экономике МЕРКОСУР уступает только ЕС, НАФТА и АСЕАН. И, конечно, президенты не могли обойти вниманием вопросы экономического сотрудничества. Эти вопросы не выносились в повестку дня общей дискуссии, но обсуждались во время двусторонних встреч и неформального совместного завтрака.
А поговорить лидерам объединения было о чем. Как заявил вице-президент Уругвая Данило Астори, «несмотря на то что объем внутренней торговли стран МЕРКОСУР достиг в прошлом году рекордной отметки в 54 миллиарда долларов, объединение переживает один из своих труднейших периодов». В текущем году Аргентина в одностороннем порядке ввела дополнительные ограничения для товарооборота в рамках МЕРКОСУР; заметно упали темпы экономического роста в Бразилии, Аргентине и Чили, что вызвало серьезную социальную напряженность и падение объемов торговли между членами этого общего рынка. Так, в первом полугодии этого года бразильский экспорт в Аргентину сократился на 23,2 процента, что является, безусловно, тревожным сигналом.
Многие объясняют эти проблемы мировой конъюнктурой, финансовым кризисом, колебаниями цен на энергоносители. Однако эксперты, находящиеся внутри интеграционного процесса, высказывают мнение о субъективном характере этих трудностей МЕРКОСУР.
По словам министра иностранных дел Бразилии и ярого сторонника объединения Антонио Патриота, «механизм интеграции обнаруживает признаки усталости». Интеграция, основанная только и исключительно на экономическом сотрудничестве, ущербна, считает министр. При таком варианте процесс развивается однобоко и, в конце концов, затормаживается и впадает в стагнацию. Параллельно с развитием экономических связей и инфраструктуры следует в обязательном порядке развивать интеграцию в сферах науки, технологий, здравоохранения, образования. Однако трудности и проблемы не должны обескураживать, говорит Патриота. Общим и единодушным ответом на них должен быть лозунг: «Больше интеграции! Больше МЕРКОСУР!»
Справка «СВ»
Развитие процесса интеграции в МЕРКОСУР началось в марте 1991 года, когда президенты четырех стран Южной Америки – Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая – подписали Асунсьонский договор о создании данного объединения, название которого переводится как Общий рынок Юга. Договор предусматривал отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между странами-членами: создание Зоны свободной торговли (ЗСТ), введение Единого внешнего тарифа (ЕВТ) и образование Таможенного союза (ТС) к 31 декабря 1994 года, свободное движение капиталов, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере. В числе основных задач объединения указывались проведение единой политики в отношении третьих стран и группировок, координация позиций стран-членов на международных и региональных торговых и экономических форумах. Конечной целью новой группировки было создание общего рынка четырех стран, к которым впоследствии могли присоединиться остальные государства Южной Америки.
В принятом 17 декабря 1994 года Протоколе Оуру-Прету провозглашалось создание первого в Южной Америке Таможенного союза и введение ЕВТ. Протокол Оуру-Прету определил также постоянную структуру органов группировки, состоящую из трех главных институтов, принимающих основные политические решения: Совет общего рынка – высший орган в составе министров иностранных дел; Группа общего рынка с 10 техническими комиссиями – исполнительный орган; Комиссия по торговле. Все эти органы являются межправительственными, они не носят надгосударственного характера. В 2005 году Венесуэла подала заявление о вступлении в МЕРКОСУР в качестве полноправного члена. Решение о присоединении Венесуэлы к Таможенному союзу было принято членами МЕРКОСУР в июле 2006 года. Соответствующий протокол предусматривал поэтапное введение Венесуэлой ЕВТ и устранение списков исключений из режима свободной торговли и ЕВТ к 2014 году. Вслед за Венесуэлой в декабре 2006 года заявление о вступлении в МЕРКОСУР в качестве полноправного члена подала Боливия, затем Эквадор.
На современном этапе МЕРКОСУР проводит активную политику расширения экономических связей со странами различных континентов, что также способствует росту влияния группировки в мире. Первоочередное внимание уделяется отношениям с крупнейшими странами развивающегося мира – Китаем, Индией, ЮАР. В 2004–2009 годах были подписаны торговые соглашения с Индией, Южноафриканским таможенным союзом, Египтом, Марокко, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Иорданией, Кубой, Малайзией. В декабре 2007 года соглашение о свободной торговле было заключено с Израилем, оно вступило в силу в 2010 году. В течение многих лет с 1995 года ведутся переговоры с ЕС с целью заключения соглашения об экономическом и политическом сотрудничестве, препятствием чему служат противоречия по поводу субсидий сельскому хозяйству в сообществе.