Учебный план
![](http://www.21.by/pub/news/2013/07/1373490025422893.jpg)
Совместные российско-белорусские программы помогают создавать доступную и качественную межгосударственную систему образования
В сфере образовательного пространства Союзного государства достигнуто много: все чаще появляются качественные белорусско-российские учебные наработки, создаются нормативные базы, благодаря которым студенты двух стран могут беспрепятственно поступать в любой из вузов России или Беларуси.
Вопросы “союзного” образования были в центре внимания участников пресс-тура “Общее образовательное пространство Союзного государства: новые тренды. Организация учебного и научно-исследовательского процесса”, который прошел в Беларуси. В ходе многочисленных встреч российские и белорусские журналисты имели возможность пообщаться с учеными, педагогами и учащимися.
“В Союзном государстве стоит задача сформировать доступную и качественную сферу образования”, – заявил российским журналистам министр образования Сергей Маскевич. Он отметил, что на данный момент существует нормативная база, которая обеспечивает равные возможности для населения двух стран в получении качественного образования. К примеру, гражданам России с 2012 года предоставлено право поступать в вузы Беларуси не только по результатам Централизованного тестирования, но и по результатам собеседования. Сегодня главная задача двух стран состоит в создании условий для реализации важных документов Союзного государства, в частности Концепции социального развития Союзного государства на 2011–2015 годы, для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества.
Сергей Маскевич подчеркнул, что граждане Беларуси и граждане России широко пользуются правом обучаться в учреждениях образования обеих стран. К примеру, в прошедшем учебном году в вузах Беларуси обучались около 2 тысяч граждан России, в России – свыше 21 тысячи студентов из Беларуси. Между двумя странами подписаны документы, которые позволяют вузам выделять квоты для обучения белорусов в России и россиян в Беларуси.
Также министр поделился своим мнением о проведении ЦТ и ЕГЭ: “ЕГЭ – это не только испытание для поступления в вузы, а еще и выпускной экзамен за курс общеобразовательного учреждения, в то время как ЦТ в Беларуси призвано лишь распределить всех поступающих по уровню знаний. Результат тестирования позволяет определить рейтинг каждого абитуриента в соответствии с его уровнем подготовки”.
По словам Сергея Маскевича, студенты и педагоги России и Беларуси активно взаимодействуют между собой. Вузы двух стран реализуют совместные образовательные программы по подготовке кадров в таких сферах, как менеджмент, экономика, языковая подготовка, социальные науки, международные отношения. Прежде всего такие совместные образовательные программы призваны сформировать доступную и качественную систему образования.
Министр отметил, что в последние несколько лет важным направлением совместной деятельности Союзного государства является развитие межрегионального сотрудничества в сфере образования. Более 30 российских регионов активно сотрудничают с Беларусью, особенно динамично развивается взаимодействие с органами управления образованием и учреждениями образования Москвы и Санкт-Петербурга. Результатом такого сотрудничества являются ежегодные совместные проекты, выставки, обмены делегациями.
Создаются совместные образовательные проекты, например, в Минске работает филиал Российского государственного социального университета, где в настоящее время обучается несколько тысяч студентов. Диплом РГСУ признается не только в России и Беларуси, но и в других странах. Обеспечивается формирование системы непрерывного образования, которая охватывает как работников рабочих специальностей, так и специалистов со средним и высшим образованием.
Около 27–30 процентов белорусских выпускников базовой школы идут после 9-го класса в колледжи или профессиональные лицеи, около 30 процентов выпускников 11-го класса также поступают в эти учебные заведения, сообщил Сергей Маскевич. Итого получается, что потоки выпускников, наступающих на уровни профессионально-технического и высшего образования, распределяются почти равномерно. Причем многие после получения рабочей квалификации, идут в высшие учебные заведения.
– Сегодня перед нами стоит задача отрегулировать более серьезно потоки выпускников девятых классов. В 10-11-е классы должны идти те, кто не только хочет, но и может учиться далее в вузе, – уверен Сергей Маскевич. – Мы не ограничиваем возможности, просто предлагаем тем юношам и девушкам, которым тяжело учиться на старшей ступени учебной школы, выбрать вариант профессионально-технической подготовки, а уж после получения рабочей профессии выбирать свой дальнейший путь. В Беларуси есть разные варианты – можно, отучившись на бюджете, поработать два года, можно заплатить за эти годы и выбрать себе другое место работы.
Сейчас большинство студентов-бюджетников едут работать именно туда, куда они получили направление. Около 10 процентов выпускников-платников также просят предоставить им возможность выбора первого рабочего места.
Одна из проблем, которая сейчас остро ощущается и в России, и в Беларуси – это сильный отток молодежи из науки.
– Увы, но тут рецепт найти сложно, – считает министр. – В этой сфере есть много проблем. Особенно это касается таких специальностей, которые связаны с IT-технологиями. У нас в Беларуси большая половина студентов этих специальностей со 2-3-го курсов уже зарабатывают на предприятиях Парка высоких технологий. Так что встречаются случаи, когда выпускники этих специальностей не хотят отрабатывать два года, например, в госструктурах, на предприятиях или в агрогородках.
В этой связи Сергей Маскевич предлагает как можно более активно работать с выпускниками самим представителям предприятий, активно включать в практическую подготовку студентов ведущих специалистов предприятий, открытие кафедр на производствах и т. д.
В ходе пресс-тура прошли встречи журналистов с руководством Белорусского государственного университета, Института физики Б. И. Степанова Национальной академии наук. Российские журналисты отметили, что в Союзном государстве обеспечивается согласованное развитие вузовских систем управления качеством образования и приведение их в соответствие требованиям международных стандартов. Многое сделано, но многое еще сделать предстоит.