Нравственная модель развития
Полное изгнание моральных, нравственных принципов из экономики оборачивается против самой экономической системы, постепенно превращая ее в паразитическую и неэффективную.
Об этом в ходе пленарного заседания Всемирного конгресса русской прессы заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко. «Мы в Беларуси не смогли и не захотели взять на вооружение рационалистические заповеди индивидуализма, воплощенные в философии свободного рынка, согласно которой выживает сильнейший, – отмечал белорусский лидер. – Доброта, уважение к человеку, помощь слабому – высшие христианские идеалы, которыми всегда вдохновлялась русская цивилизация. Именно они составляют основу белорусской социально-экономической модели». О том, что вышеизложенное – точное определение белорусского экономического пути, свидетельствует отношение государства к развитию одной из наиболее социально значимых сфер – строительной.
Безусловно, проблемы в стройкомплексе Беларуси есть, однако они большей частью не системны. И прежде всего потому, что белорусское государство постоянно держит руку на пульсе, а проблемные вопросы немедленно подвергает тщательному изучению. Именно такой подход был ярко продемонстрирован на состоявшемся в Минске большом совещании Президента Беларуси Александра Лукашенко с рабочей группой, которая занимается проблемными вопросами строительной отрасли.
Глава государства потребовал, чтобы для работы группы, в которую вошли представители Администрации Президента, комитетов госконтроля и госбезопасности, МВД, Минстройархитектуры, Госкомимущества, строительных и проектных организаций, были задействованы все ресурсы. «В работе группы не должно быть мелочей. Вы не должны проходить мимо любого фактора, недостатка, – предупредил Президент. – Решения должны быть жесткими, однозначными, без проволочек и лишней бюрократии. Комиссия носит характер прямого действия».
При этом Александр Лукашенко выделил необходимость объективного подхода к недостаткам. «Кто-то ошибся – немедленно пусть исправляет ошибку, кто-то умышленно что-то сделал, но не нанес значительного ущерба – что ж, ответит по закону, – пояснил он. – Тому, кто коррумпировал строительную отрасль, кто принес в нее наибольшие недостатки, кто занимается махинациями и нарушает закон, место ясно где. Туда их и отправляйте».
В качестве негативного примера на совещании было приведено наличие большого количества проблем в строительной отрасли белорусской столицы. «Отсюда все начинается, – отметил Александр Лукашенко. – И Минск нужно встряхнуть так, чтобы больше никому неповадно было работать плохо!»
Как считает глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков, одним из серьезных недостатков современной строительной отрасли Беларуси является отсутствие должного контроля со стороны местных органов власти при выделении земельных участков. Кроме того, по словам Андрея Кобякова, в практике работы исполкомов не изжиты факты затягивания сроков подготовки актов выбора земельного участка, принятия решений задним числом, лоббирования интересов в пользу коммерческих структур в вопросах выделения участков под застройку без обременений. Зачастую не принимаются своевременные меры по понуждению землепользователей к выполнению условий отвода земли, а в случае невыполнения соответствующего предписания – по расторжению договора аренды.
Еще одним проблемным вопросом строительной сферы, на который обратил внимание Андрей Кобяков, является завышение стоимости проектных работ, низкое качество их выполнения, наличие подконтрольных фирм. Но самая главная проблема конечно же касается ценообразования. Разработка новых нормативов определения стоимости строительства отстает от практического внедрения новых технологий и материалов. Среди проблемных вопросов отрасли – и завышение объемов и стоимости выполнения строительно-монтажных работ. При этом рост стоимости квадратного метра жилых помещений по причине срыва нормативных сроков строительства жилых домов местные органы власти нередко объясняют нехваткой строителей, вызванной якобы их низкой заработной платой по сравнению с заработками в России. Вместе с тем, подчеркнул Андрей Кобяков, проверки Комитета госконтроля показали, что значительный вклад в создание этой проблемы внесли несостоятельные УКСы, прежде всего административных районов Минска, для которых характерны высокая текучесть кадров и их низкий профессиональный уровень. И это притом что среднемесячная зарплата их работников достигает 10 миллионов белорусских рублей – более 37 тысяч российских.