Раввин Григорий АБРАМОВИЧ: Одеяния души
Каждую неделю евреи читают главу из Пятикнижия Моисея (Торы), и в каждой главе есть события и эпизоды, которые не просто актуальны, но и являются основой для ряда обсуждений. В эту неделю читается глава Хукат из книги Числа (Бемидбар). Один из эпизодов в главе — это передача одежд от первосвященника Аарона, которому суждено вскоре умереть, его сыну и наследнику его служения — Элазару. Мы не знаем, как это происходило, хотя ряд комментариев утверждает, будто сын не видел наготу отца, да и чудесным образом не было сложностей с размерами одеяний. Но этот библейский рассказ переводит нас к вопросу современников — использование одежды, оставшейся от наших родных, которые ушли в иной мир.
Книга XVI века “Шульхан Арух” (глава 153) частично отвечает на данный вопрос: “Строго запрещается каким бы то ни было образом использовать тело покойного, его саван, а также украшения, связанные с его телом. Однако украшения, не соединенные с телом покойного, разрешено использовать, тем более его одежду или украшения, которые не были на нем в момент смерти”. Мы видим, что в еврейской традиции, да и не только, есть разрешение на использование одежд покойного при определенных условиях. Безусловно, это право каждого сохранить одежду как память и/или раздать ее тем, кому она нужна, помня, что некоторые люди, из ряда опасений, брезгливости и суеверий ее не возьмут.
Среди обычаев и правил, связанных с трауром у иудеев, есть один, который имеет отношение к одежде. Крия — надрыв одежды скорбящих близких родственников (не более чем на 10 см) в знак траура по покинувшим нас родным. И этот обычай намного важней, чем суеверия, связанные с энергетикой, оставшиеся на одеждах покойных, если вообще это можно сравнить. Сделать что-то, что оставит добрую память о дорогих нам людях, крайне важно. С позиции сохранения памяти — в семье одной из моих учениц хранят мундир и боевые ордена дедушки, и известны тысячи подобных примеров. И в то же время активисты еврейской общины выясняют: есть ли нуждающиеся в одежде? Они же звонят тем, кто готов предоставить одежду, порой даже ни разу не надетую.
В утренних благословениях еврей благодарит Всевышнего и за то, что Господь одевает нагих. В рассуждениях к этому благословению мы понимаем, что, возможно, как и нашему телу, так и нашей душе необходимы одеяния, состоящие из наших добрых поступков. Пусть же помощь человеку, который не может приобрести одежду, станет для берущего одеянием его тела, а для дающего — одеянием души.