Азия рвется в Арктику
В шведском городе Кируне состоялось двухдневное министерское заседание Арктического совета – межправительственной организации, объединяющей Россию, США, Канаду, Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию и Исландию. Такие заседания проходят раз в два года.
Нынешнее заседание отличалось рекордной продолжительностью, эмоциональным накалом и принятием ряда принципиальных решений. Дело в том, что интерес к освоению Арктики стремительно растет в странах, не имеющих к данному региону никакого отношения. В первую очередь речь идет о странах Азии. Сегодня именно эта часть света становится новым «центром мира».
Как известно, из-за начавшегося таяния арктических льдов в Северном Ледовитом океане становится возможной добыча полезных ископаемых на шельфе (а их здесь, видимо, очень много), а также круглогодичное судоходство, резко сокращающее продолжительность плавания из Европы и Северной Америки в Восточную Азию. В связи с этим уже несколько лет идут активные дискуссии о дележе арктических акваторий между Россией, США, Канадой, Данией и Норвегией. Но теперь в диалог пытаются включиться страны, очень далекие от Арктики, но имеющие к ней значительный экономический интерес – как к транзитным перевозкам, так и к добыче нефти и газа. Особую активность в данном вопросе проявляет, разумеется, Китай, чья экономика в огромной степени зависит от товарной торговли с Западом и который испытывает нарастающий дефицит энергоресурсов.
Поначалу Пекин действовал в Арктике через Норвегию, разместив свою полярную станцию и исследовательский ледокол на Шпицбергене. А с 2008 года, воспользовавшись экономическим кризисом, Китай начал в прямом и переносном смысле скупать Исландию. В прошлом году Китай и Исландия заключили соглашение о свободной торговле – первый подобный договор КНР с европейской страной. После этого президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон заявил, что Китай должен войти на постоянной основе в Арктический совет, поскольку Арктика «перестала быть региональной, а стала глобальной темой». Более того, президент Исландии, явно с подачи Пекина, объявил о создании «Арктического круга» – новой международной организации по делам Арктики. Членом этой структуры может стать любая страна или организация. Таким образом, предполагается придать Арктике тот же интернациональный статус, который имеет Антарктида. Что, вообще-то, абсурдно: Антарктида – необитаемый континент, его интернациональный статус является естественным. Арктика – это в основном океан, побережье которого принадлежит конкретным странам. Его деление осуществляется с помощью норм морского права и другого международного законодательства.
Кроме того, на особый статус в Арктике претендует ЕС, тем более что Дания, Швеция и Финляндия являются членами этой организации.
Россия выступила категорически против интернационализации Арктики. По мнению Москвы, страны, не имеющие отношения к данному региону, не должны влиять на его развитие, а придание особого статуса ЕС недопустимо потому, что тогда, по сути, три из восьми стран получат по второму голосу в Арктическом совете. По экономическим причинам против включения в совет Евросоюза высказались также Исландия и Канада.
После жарких дискуссий в холодной Кируне Арктический совет в целом поддержал российский подход. Число наблюдателей при совете удвоилось: к Великобритании, Германии, Франции, Испании, Голландии и Польше добавились Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея и Сингапур. ЕС никакого статуса не получил. Было одобрено предложенное Москвой «Руководство для наблюдателей». По нему наблюдатели обязуются уважать суверенитет и суверенные права в районе Арктики восьми приполярных государств. Возможности самих наблюдателей принимать участие в мероприятиях и программах совета, в том числе финансово, могут быть ограничены. По сути, им разрешено будет лишь «сидеть и слушать». Совет же раз в четыре года будет давать оценку «поведению» наблюдателей.
Кроме того, члены Арктического совета одобрили второй в истории юридически обязывающий арктический документ – Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал его «эффективным инструментом защиты арктической окружающей среды в условиях начала активного освоения открывающихся арктических кладовых».