Код нацизма
Одна из самых жестоких и кровавых карательных операций нацистов носила кощунственное название «Зимнее волшебство» (нем. Winterzauber). Она проводилась в феврале – марте 1943 года у юго-восточных границ Латвии на территории Освейского, Дриссенского, Россонского районов Беларуси и Себежского района России.
Каратели поставили цель: создать вдоль латвийской границы многокилометровую полосу «мертвой земли» – все деревни должны были быть уничтожены, а их жители – истреблены или вывезены на принудительные работы.
– К сожалению, сегодня это страшное преступление оказалось почти забытым, неизвестным широкой общественности ни в Беларуси, ни в России, ни в Германии, ни в Латвии, – отметил главный архивист Национального архива Беларуси Вячеслав Селеменев.
Новый этап изучения истории операции «Зимнее волшебство» связан с реализацией международного проекта «Повышение статуса спасшихся жителей сожженных белорусских деревень», реализуемого с октября 2010 года в Беларуси в рамках программы «Место встречи – диалог» Белорусским фондом мира и Национальным архивом Республики Беларусь при поддержке германского фонда «Память, ответственность и будущее». Целью проекта является привлечение внимания общественности к непризнанной группе жертв нацизма – спасшимся жителям сожженных белорусских деревень.
В рамках проекта в этом году выпущена книга, представляющая собой наиболее полное собрание документов о подготовке, ходе и последствиях операции «Зимнее волшебство». Как рассказала координатор проекта Наталья Кириллова, в сборник включены документы из архивов Беларуси, России и Латвии: боевые приказы, отчеты и донесения карательных подразделений, шифрограммы советской разведки, приказы и отчеты советских партизан, акты о нанесенном местному населению ущербе. Опубликованы также воспоминания спасшихся жителей сожженных деревень и как приложения – списки населенных пунктов Освейского, Дриссенского, Россонского и Себежского районов, уничтоженных в ходе операции «Зимнее волшебство», и история коллаборационистских подразделений, которые участвовали в ней. Сборник подготовлен департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Беларуси и российским фондом «Историческая память» (Москва).
– Эта книга уникальна, – подчеркнул директор фонда «Историческая память» Александр Дюков. – Впервые в мировой историографии вышел сборник документов, посвященных одной конкретной нацистской карательной операции, которая относится к наиболее жестоким. Фонд «Историческая память» существует без малого пять лет, и фактически с самого начала мы активно и продуктивно сотрудничаем с белорусскими историками, архивистами. Для нас это принципиально важное сотрудничество.
Сопоставление документов двух воюющих сторон позволяет практически по дням проследить картину разворачивавшихся событий и дать им объективную оценку. Во время операции «Зимнее волшебство» карателям противодействовали шесть калининских партизанских бригад, шесть белорусских и отдельные отряды, включая латышский. Общая численность советских партизан в Россонско-Освейской партизанской зоне в начале 1943 года превышала 800 человек. «Наличие большого скопления партизан в Россонах означает все возрастающую опасность, – говорилось в докладе начальника айнзатцгруппы «Б», направленном в Берлин. – В результате подвергается риску дальнейшее пополнение и снабжение северной части центрального участка фронта. Из этого вытекает создание благоприятной обстановки для проведения операций Красной армии в тылу немецких войск».
Первая в 1943 году попытка ликвидации партизанского края была предпринята оккупационными властями в январе. Операция получила кодовое название «Заяц-беляк». Для мирного населения она обернулась страшной трагедией. По подсчетам партизан, только в период с 25 января по 16 февраля 1943 года в Россонском районе было сожжено 260 жилых домов, расстреляны и сожжены заживо 1245 человек.
«Зимнее волшебство» стало развитием карательной операции «Заяц-беляк».
– Уже сама постановка задачи о создании «нейтральной зоны» предопределяла массовое уничтожение находившихся на этой территории деревень и значительной части населения, – считает Вячеслав Селеменев. – Подготовка к операции завершилась 15 февраля 1943 года, на следующий день каратели развернули боевые действия. Сразу же начались и убийства местных жителей. В одном из первых сообщений в Центральный штаб партизанского движения говорилось о применении карателями «неслыханных зверств к населению».
Партизаны по численности уступали нацистам, под ударами противника они вынуждены были отступать. Отсутствовала координация в действиях партизан, не хватало боеприпасов. Тем не менее в ходе этой операции карателям не удалось разгромить партизанские формирования и нанести им существенный урон. Зато вторая задача – создать «мертвую зону» в районе латвийской границы – была выполнена. Освейский район был почти полностью уничтожен, значительно пострадал Дриссенский. В целом на территории Россонского, Освейского, Дриссенского и Себежского районов нацисты уничтожили 439 населенных пунктов и свыше 10 тысяч мирных жителей, на принудительные работы вывезено более 6 тысяч человек, многие из них прошли через концлагерь «Саласпилс» и тоже погибли.