Региональная авиация: от стагнации к росту

Источник материала:  
28.03.2013 — Разное

В 2012 году Правительством РФ были приняты беспрецедентные меры по оживлению и стимулированию развития региональной авиации. Ситуация с перевозками на региональных авиалиниях отходит от многолетней стагнации в сторону оживления и роста.

По данным Министерства транспорта РФ, сегодня маршрутная сеть внутренних региональных перевозок сформирована из 1305 воздушных линий, из которых 121 линия обеспечивает связь с Москвой и Санкт-Петербургом. Для сравнения: в 1990 году существовало почти 5 тысяч внутренних воздушных линий.

Выступая на совещании у Дмитрия Медведева, посвященном вопросам развития региональной авиации, министр транспорта РФ Максим Соколов сказал, что в 2012 году по маршрутам между субъектами РФ, исключая маршруты, непосредственно связанные с Москвой и Санкт-Петербургом, перевезено около 4,76 млн пассажиров. Это крайне низкий показатель.

Если же говорить о тарифах на региональных и местных авиалиниях, то средняя стоимость авиабилетов примерно на 20 %, а по отдельным позициям на 40 и даже на 45 % выше, чем в США и Канаде. Это свидетельствует о высокозатратной эксплуатационной экономике парка воздушных судов.

При этом средний тариф экономического класса туда и обратно на внутрирегиональных авиалиниях составляет 23,2 тысячи рублей. Эта сумма  эквивалентна среднемесячной заработной плате населения РФ, которая, по данным Росстата, в прошлом году составила 26,35 тысячи рублей. За рубежом же стоимость перевозки на борту региональной авиакомпании туда и обратно составляет не более 5 % среднемесячной заработной платы.

Слова министра о низкой эффективности региональных авиаперевозок подтверждает и заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. Выступая на конференции по развитию этого рынка, он сказал, что данный вид бизнеса является низкодоходным потому, что сопряжен с максимальным количеством ограничений, связанных с режимом работы местных и региональных аэропортов и их инфраструктурой, а также парком самолетов.

Однако развитие региональных перевозок является гармоничным элементом всей авиационно-транспортной системы РФ. И, несмотря на объективные трудности, правительством планируется до 2020 года увеличить объемы региональных перевозок на 55 % за счет различных механизмов поддержки.

По словам Максима Соколова, в настоящее время сформирована и постоянно работает действующая рабочая группа по развитию региональных авиаперевозок при Правительственной комиссии по транспорту и связи. Министерством транспорта РФ совместно с заинтересованными федеральными органами и авиаперевозчиками разработана и утверждена дорожная карта «Развитие авиаперевозок». Она включает 18 мероприятий, из которых 5 уже выполнены, остальные находятся на разных стадиях исполнения.

Дорожной картой до 2015 года предусматривается рост объемов перевозок на  внутренних маршрутах до 45 млн человек, а на региональных – до 6–7 млн. Также планируется увеличение количества региональных линий до 1,5 тысячи.

Одним из важнейших вопросов развития региональной авиации является ее кадровое обеспечение. В 2013 году планируется увеличить прием студентов-курсантов по специальности «пилот» до 1 тысячи, а в 2014 году – до 1,3 тысячи человек. Кроме того, Минтрансом России подготовлены изменения в нормативную базу, предусматривающие допуск иностранных пилотов в качестве командиров воздушных судов с квотой до 200 человек в год в течение пяти лет.

Ключевым фактором развития региональных перевозок наряду с субсидированием является принятие регулирующих мер, направленных на снижение финансовой нагрузки как на авиакомпании, так и на аэропорты. Министерством разработана методика расчета арендной платы за пользование земельными участками, предоставленными для размещения аэропортов и аэродромов. Она предусматривает регрессивную шкалу арендной платы в зависимости от объема обслуживаемого аэропортами пассажиропотока. Также планируется упрощение процедур сертификации  аэропортов региональных и местных воздушных линий с низкой интенсивностью полетов.

Успешным оказался проект по созданию федеральных казенных предприятий, с помощью которого удалось остановить рост тарифов за взлет-посадку в аэропортах. Сейчас в статусе федеральных казенных предприятий – 61 аэропорт, что составляет примерно 20 % от общего количества аэропортов. Отрадно и то, что стала расти потребность в региональных самолетах, к которым пользователями предъявляются повышенные требования. Новые воздушные суда должны обладать высокой топливной эффективностью и быть недороги в техническом обслуживании.

Создаются условия и для появления на рынке новых авиаперевозчиков. На основании анализа, проведенного Федеральной антимонопольной службой, выход на воздушную линию одного дополнительного перевозчика способствует снижению цены авиабилета до 30 %.

←Мы объединяемся для того, чтобы жить в ХХI веке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика