Новые подходы управления

Источник материала:  
21.03.2013 — Разное

По предварительной оценке Министерства экономического развития РФ, совокупная номинальная стоимость всех объектов учета, отраженных в реестре федерального имущества, составляет сегодня около 12 трлн рублей. Но, как было уточнено на заседании правительства министром экономического развития России Андреем Белоусовым, эта цифра занижена на порядок, так как рыночная стоимость этих активов превышает 100 трлн рублей.

Федеральное имущество представляет собой экономическую (материальную) основу существования государства. По своему реальному объему и содержанию оно значительно превосходит и частное, и муниципальное имущество, и имущество, которое находится в собственности субъектов Российской Федерации. Во многом это обусловлено тем, что на протяжении всей отечественной истории государство выступало крупнейшим собственником, использующим накопленные ресурсы для решения самых разнообразных задач. Кроме того, в силу объективных причин и требований законодательства многие объекты собственности просто должны находиться исключительно в федеральной собственности.

Помимо Росимущества полномочиями по управлению федеральным имуществом в настоящее время обладают Министерство обороны РФ и Управление делами Президента РФ. Отдельные полномочия в отношении своих подведомственных предприятий есть у государственных академий наук и ряда иных государственных органов и организаций. Часть федерального имущества передана в государственные корпорации, такие как «Росатом» и «Ростехнологии».

По словам Андрея Белоусова, в настоящее время существуют 4 основные проблемы, характерные для сферы управления государственным имуществом, которые предстоит решать.

Первая – отсутствие представления о целевом назначении того или иного объекта государственного имущества, будь то акции, земельный участок или объект недвижимого имущества. А это приводит к обременению государства избыточными активами, коррупционными проявлениями и к перерасходу бюджетных средств, которые тратятся на содержание никому не нужных объектов.

Вторая проблема – недостаточно эффективное управление отчуждением продажи имущества. В прошлом году при приватизации некрупных активов на аукционах в 75 % случаев цена продажи имущества превышала начальную цену менее чем на 10 %. А в 45 % случаев имущество продано на аукционах по начальной цене. Статистика свидетельствует о пока еще недостаточной предпродажной подготовке при массовой приватизации, достаточно слабом информационном сопровождении продаж и низкой инвестиционной привлекательности приватизируемых активов.

Третья проблема – недостатки управления имеющимися объектами имущества.

И четвертая проблема – недостаточная эффективность вертикали управления госимуществом. Не являются секретом факты многочисленных правонарушений, совершенных в сфере управления государственным имуществом самими сотрудниками Росимущества. Например, только за последние 2 года из 83 территориальных управлений Росимущества в 10 возбуждены уголовные дела в отношении руководителей и заместителей руководителей.

Решение названных проблемных вопросов имеет принципиальное значение для регионов. Например, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова высказалась о том, что крайне важно дать инвестору полную картину актуального инфраструктурного контура региона вне зависимости от того, в чьей собственности находится то или иное имущество. А это возможно лишь при наличии единого системно обновляемого реестра всего имущества. По ее мнению, форматы такой системной стыковки баз данных нужно налаживать уже сейчас, чтобы не создавать искусственных информационных барьеров между Федерацией и регионами.

Какими действиями правительство хочет решить вышеназванные проблемы? В текущем году планируется завершить инвентаризацию федерального имущества, что обеспечит основу для формирования полных и достоверных сведений об объектах управления и определит «серые» зоны организации учета федеральной собственности. Определится и персональное закрепление зон ответственности сотрудников Росимущества. Такой системы сегодня нигде нет. Будучи созданной, она позволит перейти от работы в режиме устранения уже допущенных ошибок, ведущих к судебным делам, к режиму оперативного решения возникающих проблем.

В планах также организация специального подразделения внутреннего контроля в Росимуществе, которому предстоит обеспечить внедрение контрольных механизмов для исполнения принятых регламентов, процессов и процедур.

К 2018 году планируется практически полный переход к работе со всеми информационными потоками в электронном виде. Это позволит в полной мере обеспечить необходимый уровень прозрачности и контролируемости всех процессов, связанных с госимуществом.

Дмитрий Медведев определил первоочередную задачу в решении вопроса управления федеральным имуществом – на основе единой системы учета и мониторинга объектов нужно обеспечить его сохранность и целевое использование.

←Балканский вектор: направление выгоды

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика