Конкуренция юрисдикций
У российских компаний входит в моду регистрироваться в Казахстане, так как там, по их словам, более благоприятный бизнес-климат. Как и предсказывали на заре создания Таможенного союза, началась «конкуренция юрисдикций».
Знаменитый рейтинг «Ведение бизнеса» (Doing Business) в 2012 году поставил Казахстан по легкости ведения бизнеса (учитывается средний показатель 10 различных индикаторов) на 49-е место в мире, Беларусь – на 58-е, а Россию – только на 112-е. Таджикистан и Узбекистан вообще оказались в аутсайдерах – у них 141-е и 154-е места соответственно. Что же было сделано в Казахстане за прошедшие годы, чтобы так опередить своих соседей, ведь в начале 1990-х все стартовали с примерно равных позиций?
Прежде всего политико-экономическая элита Республики Казахстан сконцентрировалась на двух вещах – это максимальное использование имеющегося потенциала и создание нормативно-правовой базы для бизнеса, которая была бы похожа на «питательный бульон», где идет нескончаемое размножение всего живого.
Что касается имеющегося потенциала – казахская земля не была обделена. Республика занимает 6-е место в мире по запасам природных ресурсов. Казахстан также имеет выгодное географическое положение: он находится в окружении трех стран БРИКС – России, Индии и Китая. Однако все это еще не объясняет казахстанский феномен. У России тоже много ресурсов и хорошее расположение между Востоком и Западом, но у нее 112-я позиция в рейтинге. Получается, что на первое место выходит «питательный бульон» – нормативно-правовая база.
За последние годы Казахстан существенно поменял налоговую политику в сторону уменьшения налоговых ставок. К примеру, налог на добавленную стоимость сокращен до 12%, что является одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога. Напомним, в России НДС – 18%, в Беларуси – 20%.
Большие налоговые льготы имеют участники шести специальных экономических зон. Подписаны 44 международных соглашения с целью недопущения двойного налогообложения. Дополнительно предусмотрено, что при реализации инвестиционного проекта на территории Казахстана с внедрением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ налогооблагаемая база по корпоративному подоходному налогу заметно снижается.
Можно отметить заботливое отношение в плане налогов как к резидентам, так и к нерезидентам Казахстана. Ставки подоходного налога с нерезидентов снижены с 20 до 15%. Предусмотрены стимулирующие нормы для привлечения иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики. Например, действует освобождение от налогообложения дивидендов для нерезидентов, в случае если они владеют акциями или имеют доли участия более 3 лет в предприятиях несырьевого сектора.
С целью поддержки малого и среднего бизнеса реализуется госпрограмма, которая предусматривает субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, гарантирование займов, поддержку по развитию производственной инфраструктуры, сервисную поддержку ведения бизнеса.
Конечно, нельзя сказать, что в Казахстане все безоблачно в плане коррупции, однако там постоянно принимаются меры, чтобы предприниматели могли сократить общение с чиновниками до минимума. С 2005 года начата реализация программы «электронное правительство». Основная стратегия – распространение принципа одного окна на все госуслуги. Создан Совет иностранных инвесторов при президенте страны. На его заседаниях обсуждаются актуальные вопросы, связанные с инвестиционным климатом.
В 2003 году был принят закон «Об инвестициях», который, по оценкам международных экспертов, является одним из лучших среди стран с переходной экономикой. Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа госорганов в отношении инвесторов. Среди возможностей – право на свободное движение капитала, его репатриацию, свобода использования прибыли, право частной собственности на землю, в том числе и для иностранных компаний.
Инвесторы имеют право на возмещение вреда, причиненного им в результате издания госорганами актов, не соответствующих законодательным актам Казахстана, а также в результате незаконных действий (или бездействия) должностных лиц. Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и госорганами. Принудительное изъятие имущества инвесторов допускается в исключительных случаях. При этом им в полном объеме возмещаются убытки.
Есть также немало второстепенных, но очень приятных для инвесторов вещей. К примеру, гражданам 47 стран, с которыми Казахстан наладил наиболее тесное взаимодействие, виза выдается в упрощенном порядке.
Что в итоге? Вопреки расхожему мнению, основные доходы страна получает не от торговли нефтью и газом. Этот показатель не превышает 25% от доходов бюджета. Развиваются все отрасли, ведь более 80% инвестиций в Центрально-Азиатский регион приходится на Казахстан.