Не противопоставлять, а дополнять друг друга
Таможенный союз, ЕЭП и будущий Евразийский союз нельзя сравнивать, а тем более противопоставлять Союзному государству, поскольку последнее охватывает более широкий спектр вопросов и выходит за сугубо экономический периметр, считает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Николай САМОСЕЙКО.
Комментируя дискуссию о будущем Союзного государства в контексте развития Евразийской интеграции и создания Евразийского союза, он также отметил: «Союз Беларуси и России уже имеет и политические органы, в частности, тот же парламент. То есть мы имеем ситуацию, когда внутри строящегося нового широкого интеграционного объединения имеется более узкое интеграционное объединение, но с более высокой степенью глубины интеграции – Союзное государство».
Депутат напомнил, что гражданам Беларуси и России гарантированы равные права на получение трудовых пенсий по возрасту, инвалидности, по потере кормильца – социальных пособий, пособий по материнству и временной нетрудоспособности. Урегулировано оказание неотложной поликлинической и стационарной медицинской помощи. Высокий уровень достигнут в сфере обороны и военного сотрудничества, включая в том числе использование военной инфраструктуры. С этой точки зрения степень сближения в Союзном государстве, безусловно, более глубокая, чем в ТС и будущем Евразийском союзе.
С другой стороны, считает Николай Самосейко, экономика – это та сфера, где наблюдается, хотим мы этого или не хотим, соприкосновение интеграционных процессов Таможенного союза и Союзного государства. Экономический диалог активно продвигается усилиями «тройки», и его результаты распространяются на союзное строительство. «Я думаю, что здесь было бы важным обратить внимание на то, что, по сути, Таможенный союз и Единое экономическое пространство выросли из тех наработок и из тех договоренностей, которые были уже реализованы в Союзном государстве, – отметил депутат. – Например, уровень унификации таможенных тарифов между Беларусью и Россией накануне создания Таможенного союза составлял свыше девяноста процентов. Это один из факторов, который позволил в сжатые сроки решить задачу по запуску Таможенного союза. Что же касается той дискуссии, о будущем Союзного государства, следует отметить: пока «тройка» не догонит «двойку», Союзному государству быть. Более того, Союзное государство уже выступает локомотивом и в дальнейшем может быть использована площадка Союзного государства для образования Единого Евразийского экономического союза».
В ходе видеобрифинга «Парламентское взаимодействие и интеграция», организованного порталом Soyuz. by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь при поддержке Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Николай Самосейко очертил также основные задачи союзного парламента в 2013 году. Прежде всего это активизация и укрепление процесса строительства Союзного государства, повышение международного имиджа Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Предстоит также серьезная работа по совершенствованию правовой базы Союзного государства.
Одним из основных вопросов является разработка проекта нормативно-правового акта о собственности Союзного государства. В настоящее время бюджет Союзного государства составляет около 5 миллиардов российских рублей, которые используются на реализацию совместных программ, проведение совместных мероприятий. «За годы нашей совместной деятельности образовано довольно большое количество объектов собственности Союзного государства, но до сих пор не налажен учет. Если в Беларуси худо-бедно такой учет существует, то, не в упрек российским коллегам, в Российской Федерации на должный уровень это не поставлено. Союзная собственность должна быть не только учтена, но она должна работать и приносить доход», – уверен Николай Самосейко.
По словам депутата, требуется придать новый импульс развитию межрегиональных отношений. В настоящее время между Россией и Республикой Беларусь в рамках Союзного государства подписано около 270 межрегиональных соглашений. Республика Беларусь взаимодействует и имеет торговые отношения с 80 регионами Российской Федерации, и только за последний год в России создано 16 совместных российско-белорусских предприятий.
Николай Самосейко с сожалением отметил и существующие проблемные вопросы. Например, несмотря на конкретные шаги и конкретные результаты в области унификации и гармонизации законодательства, все-таки некоторые проблемы в отдельных сферах еще остаются. Это обусловлено тем, что такие соглашения в основном имеют рамочный характер. А на местах не всегда правильно толкуется, правильно понимается их порядок и применение. «Поэтому необходимо в настоящее время направить усилия на то, чтобы разработать дополнительные ведомственные нормативные акты, которые бы детализировали правоприменение в указанном направлении, чтобы больше у нас таких проблем не создавалось, – считает депутат. – Повторюсь, завоевания у нас в этой сфере большие, мы, скажем так, впереди всех стран постсоветского пространства, но нужна и доработка именно в этих сферах: трудового, социального, медицинского обслуживания».
Николай Самосейко также убежден, что очередное обновление депутации Парламентского Собрания не приведет к потере рабочего темпа, поскольку сохраняются традиции, наработанные годами, есть общая концептуальная линия, есть общие установки, есть общая цель, которую мы выработали в рамках работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Говоря о международных аспектах деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, приоритетным Николай Самосейко назвал развитие отношений с Межпарламентским союзом, Парламентской ассамблеей Черноморского экономического сотрудничества, Парламентской ассамблеей стран – участниц Содружества Независимых Государств, Парламентской ассамблеей ОДКБ, Межпарламентской ассамблеей ЕврАзЭС и другими. «Сегодня мы нацелены и на другие регионы, поскольку внешняя политика Союзного государства, так же как и наших стран по отдельности, многовекторная, – отметил депутат. – Сейчас рассматриваем возможность установления новых отношений с латиноамериканским парламентом, с Парламентским союзом государств – членов Организации исламского сотрудничества и с Межпарламентской ассамблеей АСЕАН – стран Юго-Восточной Азии»