Общие идеи скрепляют народы
В пресс-центре РИА «Новости» прошел видеомост Москва – Ереван на тему «Евразийское образовательное пространство». Участники встречи пришли к выводу, что сотрудничество в этой сфере – один из важнейших компонентов интеграции.
– Народ должен почувствовать, какое будущее строит Евразийский союз, и, если это будущее устроит людей, они пойдут туда независимо от любых проблем, – такое мнение во время видеомоста высказал замминистра образования и науки Армении Манук Мкртчян.
В своей речи он обратил внимание на то, что в прошлом единые общечеловеческие пространства создавались в основном стихийно, а сейчас они строятся искусственно, и Евразийский союз является «очередным этапом создания искусственного компонента», промежуточной фазой становления единого человеческого пространства. При этом Мкртчян подчеркнул, что создать общее экономическое поле намного легче, чем единое культурно-духовное пространство. Проблема в том, что экономическая интеграция все время опережает духовную, чего нельзя допустить при создании Евразийского союза.
Сотрудничество в рамках образовательного пространства не должно носить конъюнктурный характер и осуществляться в привязке к каким-то информационным поводам, считает научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Андрей Арешев. «Сотрудничество должно иметь системный и продвинутый характер», – убежден ученый.
По словам Арешева, задачи, связанные с образовательным процессом, становятся более актуальными и применительно к российско-армянскому экономическому взаимодействию, которое охватывает достаточно высокотехнологичные отрасли, в частности атомное строительство, добычу полезных ископаемых, IT-сектор.
– Это требует адекватной образовательной базы. Что греха таить, было много разрушено в предыдущие 20 лет. А западные образовательные программы и модели сотрудничества имеют свою специфику, которая в ряде случаев плохо согласуется с культурным, экономическим и политическим пространством наших стран. И здесь очень важна роль русского языка, – сказал Андрей Арешев.
Ученый отметил связи, существующие между университетами, «которые произрастают снизу», а не навязываются сверху, и имеют серьезные шансы на эффективную реализацию. В свою очередь, Манук Мкртчян добавил, что в образовательном пространстве Армении русскому языку уделяется достаточное внимание.
Замминистра пояснил, что с учетом 12-летней модели образования русский язык преподается в Армении со второго класса, в то время как любой иностранный язык – с пятого. Кроме того, на ЕГЭ русский язык тоже сдается отдельно от других иностранных языков. «Русский язык не идет как иностранный ни по какой категории», – подчеркнул Мкртчян.
Настало время создать альтернативу европейской системе образования. Такую мысль высказал первый проректор Российско-Армянского (Славянского) университета Паркев Аветисян. По его убеждению, образование играет фундаментальную интегрирующую роль, так как сегодня оно относится не только к социальной сфере, но и выходит в сферу международных отношений и политики.
Говоря об интеграции в СНГ, он подчеркнул, что духовно-исторические узы наших стран – уже факт, однако возникает вопрос, насколько эффективно они используются. «Думаю, что здесь есть отставание по сравнению с процессами европеизации», – сказал он.
Отметив тот факт, что и Армения, и Россия являются участниками Болонского процесса, Аветисян подчеркнул необходимость создания евразийской альтернативы европейской системе образования. По его мнению, учитывая наличие положительных принципов и традиций в наших образовательных системах, европейские страны также могут взять для себя оттуда что-либо полезное.
Находившийся в Ереване ректор Уральского государственного экономического университета Михаил Федоров заявил, что связи между постсоветскими странами настолько сильны и активны, что их системы образования должны реформироваться одновременно, что позволит молодому поколению понимать друг друга и быстро встраиваться в экономические модели. «Мы 80 лет были связаны, и говорить, что мы сейчас находимся на разных планетах, нельзя», – сказал он.
Михаил Федоров отметил необходимость создания соответствующих площадок для молодежи, таких как, например, движение «Молодая Евразия» в Армении и движение «Российский евразийский экономический форум молодежи» в Екатеринбурге. В целом, как подчеркнул он, есть немало направлений, вокруг которых можно строить евразийское пространство.