А у них из сланцев газ! А у нас?
Призрак бродит по Европе, призрак… Нет-нет, на этот раз речь идет не о коммунизме, а о «сланцевой революции», которая угрожает поставкам традиционного российского «голубого топлива» и тем самым «великому и ужасному» «Газпрому».
В октябре 2012 года введена в строй вторая нитка «Северного потока». Теперь газопровод способен перекачивать из России в ЕС 55 млрд куб. м газа ежегодно в течение как минимум 50 лет. Еще на стадии подготовительных работ и строительства газопровода многие европейские СМИ в своих публикациях подчеркивали политический аспект новых путей поставок российского газа в Европу. Французская Le Monde прямо обвиняла Россию в «энергетическом империализме» и назвала «Газпром» «боевым крылом» российской власти». Ей вторила испанская газета El Mundo, сокрушаясь по поводу роста зависимости Европы от восточного соседа: «…Главная экономическая держава Евросоюза Германия попадает в энергетическую зависимость от России, которая неизбежно будет влиять на ее отношения с этой страной». Ну а в Польше возмущенные тем, что их исключают из газотранспортного бизнеса, сравнили проект «Северный поток» с пактом Молотова – Риббентропа. Эти разговоры подогреваются еще одним амбициозным проектом России. В декабре прошлого года началось строительство газопровода «Южный поток» по дну Черного моря с проектной мощностью 63 млрд куб. м газа в год.
Однако в последнее время появилась масса публикаций, где пугают уже сам «Газпром», отводя ему не более 4 лет «сытой» жизни. В 2016 году США должны закончить сооружение мощностей для экспорта дешевого сланцевого газа.
Цена на сланцевый газ якобы будет составлять порядка 110 долларов за 1 тысячу куб. м. Для сравнения: Украина платила в первом квартале 2012 года 416 долларов за 1 тысячу куб. м газа, Молдавия – 389 долларов, а страны Балтии – 444 доллара.
В Минэкономразвития полагают, что экспортировать сланцевый газ будут не только США, но и Канада. В Китае запасы сланцевого газа могут составлять 36 трлн куб. м. Это в 13 раз больше запасов в США. Крупные залежи сланцевого газа также обнаружены в Польше, Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Швеции, Украины.
В самом «Газпроме» к «сланцевой» угрозе поначалу отнеслись на удивление спокойно. Председатель правления Алексей Миллер в июне 2010 года, выступая на Европейском деловом конгрессе в Каннах, крайне скептически высказался о перспективах сланцевого газа, определив ему роль дополняющего источника ресурсов в региональном газовом балансе. Он образно сравнил его с фуа-гра (специально приготовленная печень искусственно откормленных гусей или уток), заметив, что для потребителей, особенно в Европе, он не заменит «бифштекса» в виде традиционного голубого топлива. Такое сравнение г-н Миллер выбрал, по всей видимости, имея в виду, что цена фуа-гра в 10 раз превышает цену бифштекса.
Впрочем, справедливости ради следует отметить, что за два месяца до «кулинарных сравнений» главы «Газпрома» министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев заявил, что рост добычи сланцевого газа является проблемой для «Газпрома» и России. В августе 2012 года замминистра Минэкономразвития России Андрей Клепач признал, что ранее «Газпром» недооценивал масштабы «сланцевой революци», а теперь относится к ней со всей серьезностью.
Серьезно отнесся к проблеме и Президент РФ Владимир Путин, поручив в конце октября прошлого года Минэнерго скорректировать генеральную схему развития газовой отрасли России: «В США новые технологии добычи и переработки газа позволяют рентабельно добывать сланцевый газ. Есть там, правда, и проблемы, причем огромные, связанные с экологией, но тем не менее добыча происходит. Мы не новички на газовом рынке и хорошо знаем его законы, поэтому сегодня должны действовать на нем предельно расчетливо, но в то же время очень гибко. В связи с этим прошу «Газпром» провести необходимый анализ…»
Некоторые эксперты предупреждают об объективной угрозе изменения ситуации на европейском газовом рынке не в пользу России. В связи с этим высказывается мнение, что, возможно, было бы более рационально провести полную газификацию России либо начать развивать газонефтехимию.
Так удастся ли Европе получить газовую независимость? В середине прошлого года крупнейшая в мире нефтегазовая компания Exxon Mobil отказалась добывать сланцевый газ в Польше, признав скважины нерентабельными. Еще ранее, в 2009 году, такая же участь постигла Венгрию, где в скважине оказалось больше воды, чем газа.
Добыча сланцевого газа методом фрекинга уже запрещена во Франции, Болгарии, Румынии. Разработка и добыча сланцевого газа могут привести к катастрофическим последствиям в Украине, бьет тревогу местная общественность: под этот проект из оборота будут выводиться тысячи гектаров земли в Донецкой, Харьковской, Луганской областях, которые потом не будут восстановлены. Добыча сланцевого газа вообще уничтожит экологию регионов, отмечают эксперты.
Но… первая коммерческая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурена в США в 1821 году. В 1825 году были получены первые граммы металлического алюминия, который стоил тогда в 10 раз дороже золота. В настоящее время цена алюминия порядка 2100 долларов за тонну. Золото стоит чуть больше – 53 тысячи долларов за 1 кг. Это к тому, что в перспективе, и, возможно, самой ближайшей, появятся новые технологии добычи сланцевого газа – более дешевые и экологически безопасные.
Справка «СВ»
|