На конкурс «Я – адвокат»
В связи со вступлением в силу Закона от 07.01.2012 № 341-З «О вспомогательных репродуктивных технологиях» (далее – Закон) от граждан, в том числе и из сопредельных государств, а также читателей «ЮГ» стали поступать просьбы разъяснить, чем этот закон отличается от ранее действовавших в данной сфере нормативных правовых актов, что фактически он несет гражданам, нуждающимся в медицинской помощи такого рода. Сегодня мы попробуем ответить на поставленные вопросы.
Согласно публикуемым сведениям в Беларуси ежегодно регистрируют около 15 % бесплодных пар. И это из числа обратившихся за помощью. Точной статистики по лицам, испытывающим проблемы при зачатии, последующем вынашивании и рождении ребенка, нет, а прогнозы медиков неутешительны. Таким образом, проблема бесплодия приобрела социально-демографический характер, решать которую необходимо всеми возможными способами, в том числе и через применение репродуктивных технологий.
В Законе «О вспомогательных репродуктивных технологиях» закреплены понятия донорства половых клеток, искуственной инсеминации, криоконсервации, экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства, определены условия и порядок применения вспомогательных репродуктивных технологий, права и обязанности граждан, обращающихся за медицинской помощью, гарантии защиты их прав и интересов государством. Особо следует остановиться на такой вспомогательной репродуктивной технологии, как суррогатное материнство, т.е. вынашивание и рождение ребенка женщиной, не являющейся генетической матерью.
В Законе очень четко определены условия, при наличии которых женщина вправе воспользоваться услугой суррогатного материнства, и довольно жестко определены требования, предъявляемые к суррогатной матери. Так, услугой суррогатного материнства может воспользоваться только женщина. При этом она может прибегнуть к этой услуге лишь в случае, если по медицинским показаниям физиологически не может выносить и родить ребенка. Кроме того, если женщина состоит в браке, то на применение суррогатного материнства требуется согласие супруга.
Женщина, желающая стать суррогатной матерью, помимо отсутствия медицинских противопоказаний к вынашиванию и рождению ребенка, должна состоять в браке, иметь возраст от двадцати до тридцати пяти лет, иметь ребенка и соответствовать определенным требованиям. Так, суррогатной матерью может быть женщина, которая на момент заключения договора суррогатного материнства: не признавалась судом недееспособной или ограниченно дееспособной; не лишалась судом родительских прав и не была ограничена в них; не отстранялась от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на нее обязанностей; не являлась бывшим усыновителем (удочерителем), если усыновление (удочерение) отменено судом по ее вине; не осуждалась за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления против человека; не являлась подозреваемой или обвиняемой по уголовному делу.
Наличие подобных норм освобождает генетических родителей от необходимости собирать вышеуказанную информацию о суррогатной матери различными способами (в том числе и незаконными). И главное: Законом определен статус генетических родителей и суррогатной матери. Согласно Закону после рождения ребенка суррогатная мать обязана передать, а генетическая мать – принять родившегося ребенка. То есть генетическая мать юридически является матерью ребенка, а суррогатная мать прав на ребенка не имеет. Суррогатная мать оказывает лишь возмездную услугу на основании договора. Эта норма, по нашему мнению, является очень важной, поскольку изначально расставляет все точки над «i». Закон в этой части очень удачный и четкий, поскольку не позволяет сторонам договора уклониться от исполнения взятых на себя обязательств: например, не передать или не принять ребенка.
Если сравнить вышеуказанную норму Закона Республики Беларусь с Федеральным законом РФ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части применения суррогатного материнства, становится очевидно, что, несмотря на идентичность терминов, схожесть требований к суррогатной и генетической матерям, в белорусском и российском законодательствах имеются существенные различия. Так, в ч. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ указано: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». В ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 15.11.1997 «Об актах гражданского состояния» указано: «При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка».То есть, несмотря на наличие договора суррогатного материнства, после рождения ребенка для юридического закрепления за генетическими родителями их статуса требуется заявление суррогатной матери на этот предмет. Такая ситуация создает для суррогатной матери возможность злоупотреблять своим положением, и такие примеры нередки на практике.
Имеются и иные различия в правовом регулировании суррогатного материнства в двух соседних странах. В Республике Беларусь услугой суррогатного материнства может воспользоваться только женщина. В законодательстве РФ такое ограничение отсутствует. Нет в российском законодательстве и жестких требований к суррогатным матерям. Помимо удовлетворительного состояния здоровья, допустимого возраста и наличия собственного здорового ребенка, иных требований к суррогатной матери не предъявляется. Договор суррогатного материнства в Беларуси требует нотариального удостоверения, а законодательством предусмотрен перечень обязательных условий для такого договора. Кроме того, новым Законом закреплен возмездный характер услуги суррогатного материнства (исключение – когда такую услугу предоставляют родственники). В российском законодательстве подобные положения отсутствуют.
В Республике Беларусь имеются специализированные медицинские учреждения по применению вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе суррогатного материнства. Соответствующая правовая база позволяет получать подобную медицинскую помощь как гражданам нашей страны, так и сопредельных государств.
Александр ПЫЛЬЧЕНКО, партнер адвокатского бюро «Право и семейная медиация», адвокат