Зачем шоры “голубиной команде”?
Решит ли “новый” Обама старые проблемы внешней политики США — вопрос остается открытым
В Вашингтоне прошла инаугурация Барака Обамы, для которого начался второй и последний срок на посту президента США. Накануне он принес присягу, правда, сделал это в кругу семьи: из-за того, что был выходной, процедура носила технический характер. А вчера Обама присягнул еще раз — на ступенях Капитолия, перед 800 тысячами пришедших на церемонию и миллионами телезрителей. Присягу завершили парад, концерты, балы — и рассуждения аналитиков о будущем США и мира.
“Медового месяца” не будет
Анализируя расстановку сил на американском олимпе, эксперты сходятся во мнении, что “медового месяца” в отношениях между Белым домом и конгрессом на этот раз не будет. Дело в том, что если в сенате соратники президента по Демократической партии доминируют (55 из 100), то в конгрессе ситуация иная: здесь 201 демократ против 243 республиканцев.
Поэтому есть все основания ожидать, что политическая борьба в США продолжится, причем предметы споров останутся прежними — от вопросов сокращения федеральных расходов и борьбы с бюджетным дефицитом до возникшей после бойни в Ньютауне необходимости жестких мер по ограничению оборота огнестрельного оружия. Есть сложности и с формированием правительства: консерваторы из Республиканской партии обвиняют президента в том, что он создает “голубиную команду”, которая станет более послушной в отношениях с Белым домом, нежели нынешние министры.
Подрыв авторитета и мира
Второй срок Барака Обамы будет непростым и во внешней политике, отмечают политологи. Во-первых, это связано во многом с заявлениями самого президента США. Подслушанное журналистами и вызвавшее немало скандалов по обе стороны океана обещание Обамы российскому президенту “проявить больше гибкости” в вопросе евроПРО после своего переизбрания весьма трудновыполнимо. А заявив, что Башар Асад должен уйти, американский глава отрезал себе пути к отступлению: оставить Сирию в покое Вашингтон теперь не может хотя бы во имя спасения своего политического лица.
Во-вторых, не делают чести США и практикуемые ими экономические санкции в отношении неугодных суверенных государств. Среди которых и наша страна. “В соответствии с подписанным в 1994 году в Будапеште Меморандумом о гарантиях безопасности в связи с присоединением Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия США добровольно взяли на себя юридически обязывающие их договоренности, — напомнил начальник управления информации — пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных. — А именно они обязались не применять ни при каких обстоятельствах меры экономического принуждения в отношении Беларуси”. Тем не менее США свои обязательства сегодня не выполняют. “Это серьезное нарушение, которое подрывает авторитет самих США”, — заметил представитель МИД.
Диалог без клише
Примечательно, что один из самых известных ветеранов внешней политики Вашингтона — бывший советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский — одним из первых поддержал кандидатуру Барака Обамы в его еще первой борьбе за президентское кресло. Сегодня же он более осторожен: “Да, существует доктрина Обамы. Доктрина есть, но у президента нет стратегии”. Зато сам Бжезинский на мир стал смотреть не в пример трезвее, нежели в бытность своей работы у Джимми Картера: “Понятие глобальной гегемонии одной державы в прошлом, даже самой мощной державы... Страна, которая развивается, это Китай. И конечно же мы должны к нему внимательно присматриваться”.
Прислушается ли официальный Вашингтон к словам своего бывшего советника, покажет время. Пока же лишь отметим, что, несмотря на американские санкции в отношении Беларуси, товарооборот между нашими странами лишь за прошлый год составил около 700 млн долларов, а к Китаю официальный Минск не только “присмотрелся” задолго до американского прозрения, но и стал его стратегическим партнером. Есть будущее и у белорусско-американских отношений. “В тех сферах, где мы отходим от политических клише, диалог выстраивается достаточно ровно”, — резюмировал Андрей Савиных. Однако зашоренность определенных политических сил за океаном сужает Вашингтону не только поле зрения, но и пространство для маневра.