Алексей ФЕДОРЧЕНКО: Кино не хватает патриотизма

Источник материала:  
29.11.2012 — Разное

Екатеринбургский режиссер Алексей Федорченко, дважды лауреат Венецианского кинофестиваля за фильмы «Первые на Луне» и «Овсянки», представил в основном конкурсе 7-го Римского фестиваля свой новый фильм «Небесные жены луговых мари». Фильм снят на марийском языке. После премьеры картины в Риме Алексей Федорченко дал интервью «СВ».

– Зритель активно и живо откликается на ваши фильмы.  Почему?

– Честно говоря, когда снимаю фильм, о зрителе не думаю, для меня важно сделать так, чтобы все было правдиво и интересно, так что главный зритель в этот момент я сам, и если мне нравится фильм в финале, я думаю, что он понравится кому-то еще. Так получилось, в частности, что этими «кем-то» оказались итальянцы, французы и американцы. Мои фильмы собирали там полные залы. По первому образованию я экономист, работал замдиректора по экономике на Свердловской киностудии и случайно снял документальный фильм, который получил десяток призов на европейских фестивалях. Потом снял «Первых на Луне», и фильм – так звезды совпали – много лет с успехом идет на фестивалях.

– А что послужило толчком для съемок «Небесных жен»?

–  Получение главного приза за «Овсянки» в программе «Горизонты» на Венецианском кинофестивале в 2010 году. А начинали мы делать «Небесных жен» с Денисом Осокиным еще в 2004 году, когда он заканчивал книгу на эту тему. Из 40 новелл я выбрал 23, Денис написал сценарий, но получилось так, что сняли мы фильм только сейчас. Если в «Овсянках» у нас была тема исчезновения народа, то здесь тема жизни – жизнеутверждающая языческая эротическая комедия.

– Многое ли было вам известно о марийцах? И что можно сохранить из традиционных ценностей народа, дошедших до нашего времени?

– Это очень малый народ – в  Республике Марий Эл на Волге, в России, живут полмиллиона марийцев. Хотя по сравнению с другими малыми народами это не так уж и плохо. Но они постепенно вымирают, пропадают, в городе говорят по-русски и только в деревне – на мари. Марийский язык разнообразный, интересный, относится к финно-угорской группе, мари бывают горные, луговые и восточные, в фильме представлен диалект луговых. Мы снимали в селах под Екатеринбургом, потому что там марийцы в наибольшей степени сохранили традиции и там очень красиво.

– У вас в фильме есть придуманные ритуалы?

– Мне все равно – есть эти ритуалы в жизни или нет, главное, чтобы они могли быть, чтобы были естественны в жизни этого народа. Все, что мы делаем, даже если этого нет сейчас, могло существовать раньше, но было забыто, мы вытаскиваем это из прошлого и возвращаем в жизнь. Получается странный конгломерат сказки и документа, я называю свои фильмы «документальными сказками».

– А вы вкладываете в свои фильмы послания властям?

– Считаю, что мои фильмы патриотичны, чего не хватает нашему кино, так это патриотизма. Одно дело создавать новые мифы на фоне политики и другое – пропагандировать то, что находится рядом с тобой, что ты не замечаешь, но должен знать и передать детям. И уверовать в то, что это есть,  будет, должно быть всегда, и с этим никогда не случится то, что случилось с пропавшими героями «Первых на Луне». Мои «Овсянки» – о пропавшей цивилизации, «Железная дорога» – о том, как интересен окружающий нас мир и как легко разрушить его. «Шоша» и «Небесные жены» –  о том, что люди нелюбопытны.

←Танец XXI века

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика