Законы нового поколения
Поступательное развитие экономики, политическая стабильность, спокойствие и мир в обществе во многом зависят от эффективности работы парламента. Законодательство любой страны должно работать на обновление экономики и улучшение жизни людей. В связи с этим “НГ” спросила депутатов, членов “Белой Руси”, какие вопросы их волнуют и каких законов сегодня не хватает для динамичного развития государства
Виктор ГУМИНСКИЙ, заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания, председатель Минской областной организации
РОО “Белая Русь”:
— Главным для нас является законодательное обеспечение реализации Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011— 2015 годы. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на законопроекты, направленные на модернизацию экономики. Важно совершенствовать правовую среду для всех сегментов экономической деятельности, особенно инновационной, инвестиционной, экспортной, чтобы максимально содействовать повышению конкурентоспособности белорусских предприятий на мировых рынках. Нужны дальнейшие законодательные шаги для поддержки малого и среднего предпринимательства, создания высокотехнологичных рабочих мест, строительства доступного жилья.
Предстоит большая работа над проектом закона о новых формах и механизмах государственно-частного партнерства в различных сферах экономики, над пакетом законопроектов, направленных на совершенствование работы аграрного сектора. Я не исключаю возможности внесения некоторых корректив в избирательное законодательство страны с учетом детального анализа практики его применения.
Среди важнейших наших приоритетов, безусловно, завершение формирования правовой базы Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Виктор ФЕСАК, заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам:
— В законодательном плане надо развивать многовекторную интеграционную политику, расширять и углублять партнерские взаимовыгодные отношения с Россией, Украиной, другими странами СНГ и дружественными нам странами мира. С Россией надо продолжать создание международного образовательного пространства, по максимуму использовать преимущества Единого экономического пространства. Думаю, на ближайших заседаниях комиссии обязательно надо ставить вопрос о необходимости более тесного сотрудничества с ЕС. В нашу комиссию пришли заинтересованные, опытные люди, что наверняка будет способствовать решению этой задачи на межпарламентском уровне.
С точки зрения практики работы в школе считаю необходимым закрепить на законодательном уровне профильное обучение в средней школе. Нужна более широкая подготовка ребят с ориентацией на рабочие профессии. Особо следует обратить внимание на состояние трудового обучения. Сегодня в расписании у школьников пятых-шестых и девятых классов всего один час трудового обучения в неделю. Это очень мало. Также хотелось бы предусмотреть в законодательстве возможность совершенствования оплаты труда работников образования, чтобы привлечь в школу педагогов-мужчин.
Дмитрий ХАРИТОНЧИК, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи:
— В первую очередь для устойчивого развития страны необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность реального сектора. Законодательство должно стимулировать развитие, модернизацию существующих и организацию новых производств, выпускающих высокотехнологичную, наукоемкую и конкурентную продукцию.
Другая важная задача — повышение инвестиционной активности, эффективности деятельности на рынке ценных бумаг как одного из основных способов привлечения финансовых средств.
В промышленном секторе сейчас идет процесс образования целого ряда холдингов. Организация бизнеса в холдинговой форме имеет ряд преимуществ, достигаемых за счет интеграции используемых ресурсов, объединения производств, технологического опыта и научно-технологических разработок. И совершенствование нормативной базы в этой сфере также весьма актуально.
Для развития малого и среднего бизнеса необходимо принятие законов, регламентирующих деятельность так называемых венчурных фондов. Их образование позволит облегчить процесс формирования стартового капитала для вновь создаваемого бизнеса и само начало его работы.
Елена ШАМАЛЬ, заместитель председателя Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике:
— Нынешней осенью в парламент должен поступить законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в закон о здравоохранении. На мой взгляд, в новом законе необходимо больше внимания уделить вопросам профилактических мероприятий по охране здоровья и повышению ответственности самих пациентов за свое здоровье. За последние годы у нас произошло довольно много изменений в структуре заболеваемости, в смертности населения. Больной вопрос, и не только для нашей страны, — старение населения. В связи с этим надо более жестко и четко подходить к вопросам борьбы с курением, злоупотреблением алкоголем. Люди сами должны быть заинтересованы в сохранении своего здоровья. А на предприятиях, в организациях можно было бы предусмотреть больше бонусов, льгот, социальных гарантий для тех, кто меньше болеет, ведет здоровый образ жизни.
Хотелось бы также законодательно защитить своих коллег. Как правило, мы чаще прописываем обязанности медработников и мало обращаем внимания на защиту их прав. А ведь, оказывая медицинскую помощь, врачи, медсестры, санитарки зачастую работают в специфических условиях, со сложными инфекционными заболеваниями, и значительно рискуют своим здоровьем.
Лариса БОГДАНОВИЧ, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам:
— Очень часто хорошие законы не исполняются из-за банального человеческого фактора. Поэтому я ужесточила бы ответственность не за нарушение законодательства, а за его неисполнение. Вы, наверное, помните историю Владислава Гудкова из Слуцка. Парень с тяжелыми физическими недугами, но с прекрасным интеллектом, окончил школу с золотой медалью. Он решил продолжить обучение в вузе. В законодательстве возможность дистанционного обучения прописана. Но на практике реализовать это право безумно сложно, и семья мальчика потратила более полугода, чтобы выработать некий механизм, алгоритм достижения цели.
Необходимо также совершенствование системы оценки труда и механизма расчета средней зарплаты, налогообложения предприятий, в которых созданы рабочие места для инвалидов, подготовки кадров с учетом изменения уклада экономики в целом и конкретных предприятий в частности. Много вопросов поступает по системе платного обучения, оказанию платных услуг в сфере здравоохранения. К сожалению, уровень правовой грамотности наших людей очень низкий, и над этим тоже нужно работать.
Наталья ГУЙВИК, член Постоянной комиссии по законодательству:
— В первом чтении наши коллеги, депутаты четвертого созыва, приняли закон о медиации, то есть о посреднической деятельности, направленной на досудебное урегулирование споров. Но данный законопроект затрагивает пока только хозяйственное, гражданское и трудовое право. А почему бы не распространить его на уголовные правоотношения? Например, по таким статьям, как мелкое хулиганство, клевета, оскорбление досудебное примирение зачастую весьма действенный способ урегулирования споров.
Надо подумать и о внесении изменений в Кодекс о браке и семье в части алиментных обязательств. Алименты у нас сегодня платят до того момента, когда ребенку исполнится 18 лет, затем один из родителей умывает руки, а второй продолжает воспитывать ребенка до 22 лет, оплачивает его обучение, проживание, питание. В России уже давно существует норма, согласно которой родители обязаны содержать детей до окончания ими вуза или колледжа.
Думаю, требует совершенствования и трудовое законодательство в части контрактной формы найма, которая должна стать более гибкой. Привожу пример. Приходит ко мне женщина-почтальон, которая работает по контракту, и со слезами на глазах просит помочь уволиться по соглашению сторон. Получает миллион двести, одна воспитывает двоих детей. Нашла более высокооплачиваемую работу, но наниматель ее не отпускает, и он прав, потому что закон на его стороне. А в жизни разве это справедливо?
Наверное, назрела необходимость разработать закон по борьбе с тунеядством. В советское время была такая статья и у нас не было обязанных лиц? А посмотрите, сколько их сейчас по Декрету
№ 18 сидит на шее государства, как они себя ведут и сколько у одного такого лица нянек. Возвращение в законодательство нормы о тунеядстве послужит укреплению порядка и общественной безопасности.