К 2015 году в Беларуси должны построить 640 километров лесохозяйственных дорог
Освоение лесных богатств невозможно без развития транспортной сети
Почти два миллиона кубометров ликвидной древесины можно заготовить в лесах Витебщины только на рубках главного пользования, но воспользоваться этим богатством в полной мере невозможно из-за труднодоступности — 18 процентов лесосечного фонда находится на заболоченных, пониженных местах, а около 100 тысяч гектаров — вовсе топкие болота. Не случайно в последнее время на Витебскую область приходилась четвертая часть лесных дорог, которые строились в стране.
— Важность “зеленых” артерий очевидна: транспортная доступность леса обусловливает экономическую эффективность его использования, — говорит генеральный директор Витебского ГПЛХО Сергей Данилович. — Кроме того, увеличение сети лесных дорог — хороший стимул для экономического развития регионов в целом и для подъема лесопромышленного комплекса в частности. За пять лет в Витебской области построено более ста километров лесохозяйственных дорог, но по развитию транспортной сети мы по-прежнему отстаем от других регионов. С учетом естественных лесных дорог у нас на сто гектаров общей площади приходится меньше километра путей, а, например, Гомельская область имеет без малого 1,8 километра.
Особенностью территории Витебского ГПЛХО является соотношение хвойных и мягколиственных пород: более половины площади здесь занимают типичные для пониженных мест с избыточным увлажнением ольха, береза и осина. В итоге постоянно ощущается дефицит хвойной древесины (в то время как лесосечный фонд мягколиственного хозяйства в полном объеме не востребован) и, в первую очередь, из-за отсутствия подъездных путей к этим участкам. Максимально вовлечь в оборот запасы спелой хвойной древесины — одна из приоритетных задач при выборе нового лесного маршрута, однако она далеко не единственная. Дерево, как и человек, имеет молодость, зрелый возраст, старость, и наступает момент, когда оно умирает на корню, поэтому очень важно успеть вовремя убрать “лесной урожай”.
— Дороги нужны не только для вырубки и вывозки спелых древостоев, они жизненно необходимы для своевременного проведения лесовосстановительных работ, охраны леса, защиты от пожаров и вредителей, от незаконных порубок, для других лесохозяйственных мероприятий, — подчеркивает начальник отдела лесного хозяйства и лесовосстановления Юрий Апалько. — Лесохозяйственные дороги — это инвестиции в будущее, ведь большинство из них становится дорогами общего пользования. Помимо прямой экономической выгоды они приносят пользу грибникам, ягодникам и охотникам, улучшают транспортную ситуацию в районе, вплоть до того, что связывают населенные пункты, сокращая переезды и расстояния для местных жителей.
Один из крупнейших проектов в этом году — строительство дороги протяженностью 7,5 километра в Новопогостском лесничестве Дисненского лесхоза. Она не только позволит освоить в год около восьми тысяч кубометров древесины, заготовка и вывозка которой была затруднена, но и на 25 километров сократит путь от деревни Чепуки до хутора Боровые. Кстати, в этом лесхозе, территория которого является одной из самых заболоченных в области, несколько лет назад были построены три подъездных пути к водоемам для тушения лесных пожаров на территории республиканского гидрологического заказника Ельня.
Каждый километр дороги по лесу стоит не менее 550 миллионов рублей, а в заболоченной местности сумма доходит до миллиарда. И если раньше строительство шло исключительно за счет республиканского бюджета, то теперь создан специальный фонд, куда каждый лесхоз Беларуси отчисляет определенный процент средств, получаемых от продажи древесины на корню. Кроме того, лесхозы стали активно привлекать собственные средства.
В нынешнем году на строительство лесохозяйственных дорог в Витебском ГПЛХО планируется освоить более 25 миллиардов рублей. Стройка идет в девяти из семнадцати лесхозов — Верхнедвинском, Глубокском опытном, Дисненском, Лиозненском, Оршанском, Поставском, Шумилинском, Полоцком и Суражском, а в Глубокском лесхозе работы уже завершены. Кстати, вместо запланированных 26,8 километра в эксплуатацию будет сдано порядка 37 километров. Из республиканского бюджета на эти цели было выделено 4,2 миллиарда рублей, 1,9 миллиарда — собственные источники лесхозов, еще 19,5 миллиарда — средства, получаемые от реализации древесины на корню. На 2013 год в 11 лесхозах Витебского ГПЛХО запланировано строительство 53,8 км лесохозяйственных дорог, что с учетом уже построенных “зеленых артерий” позволит в скором будущем увеличить уровень освоения расчетной лесосеки до 90 процентов.
К январю в эксплуатацию будут сданы семь дорог в Брестской области, шесть — в Гомельской, восемь — в Витебской, по четыре дороги в Минской и Могилевской областях, а также три дороги в Гродненской области. |