От мастерства белорусского гитариста Павла Кухты в восторге даже итальянцы с французами
Ловкость пальцев? Игра души!
Трудно найти человека, который ни разу не держал в руках гитару и не подумывал освоить этот, на первый взгляд, несложный инструмент. Только вот тех, для кого гитара стала чем-то большим, чем просто увлечение, не так много. Для Павла Кухты игра на гитаре стала не просто профессией — делом жизни. Гитара его кормит, вдохновляет и прославляет. За плечами молодого гитариста, солиста Белгосфилармонии, магистра искусствоведения и преподавателя класса гитары — десятки побед на республиканских и международных конкурсах. Австрия, Германия, Венгрия, Словакия, Чехия, Польша, Литва, Франция... Широка география его выступлений. Последним был конкурс гитаристов Michele Pittaluga в итальянском городе Алессандрия. И снова победа — Павел стал лауреатом третьей премии. Как получить гитару мечты, почему артисту следует быть организованным и присутствует ли элемент несправедливости на гитарных конкурсах, Павел Кухта рассказал специально для читателей “НГ.
— Почему именно гитара?
— Так часто бывает, что родители принимают активное участие в определении будущей профессии ребенка. Моя мама музыкант, поэтому неудивительно, что я стал учиться в музыкальной школе. Попал в класс скрипки. Но общего языка с ней никак не находил. И мама перевела меня на гитару. Случайно, кстати: просто именно в классе гитары появились свободные места. На новом инструменте, опять-таки, не все сразу получалось, маме приходилось заставлять меня заниматься. Никогда не забуду, как мама разучивала со мной какое-то сложное произведение на гитаре, которое у меня все никак не получалось. В итоге, отчаявшись, она взяла гитару и сыграла все произведение от начала до конца наизусть (это при том, что мама преподает баян!) Оставалось только порадоваться за маму (улыбается). Вскоре и у самого стало получаться. После школы было музыкальное училище, Академия музыки. Я начал выезжать на международные конкурсы, фестивали, участвовать в международных мастер-классах.
— Важно не потерять любви к музыке. Для музыкантов, которые часто выступают на конкурсах, музыка нередко превращается чуть ли не в вид спорта: ездят с одного конкурса на другой, быстро учат произведения, не вдаваясь в тонкости. Отыграли чисто, быстро, ровно, все выполнили, что написано, — и все. Но быстрота пальцев — это не главное. Классический музыкант не должен удивлять слушателя, а должен заставлять его задуматься... |
— Не секрет, что на конкурсах международного уровня присутствует субъективность судейства. В Италии было нечто подобное?
— На конкурсе Микеле Питталуга в Алессандрии все было довольно справедливо и открыто для публики. Во втором туре удалось сравнить свою игру с выступлением других конкурсантов, так как я играл первым. Опыт оценки уже был: сам не раз входил в состав международного жюри (в Беларуси, Польше, Австрии). Своим выступлением остался доволен. Рад, что мое мнение совпало с мнением членов жюри, и я прошел в финал.
— У тебя очень много наград. Какие среди них самые дорогие сердцу?
— Пожалуй, самое яркое событие — конкурс Джона Дюарта, который проходил в Австрии в 2007 году и который я выиграл. Помню, как впервые поехал туда в 2004 году. Это был мой первый конкурс такого уровня. Тогда очень растерялся: столько конкурсантов, все так хорошо играют, и жюри сидит совсем рядом, в метрах двух от меня... Второй раз был уже смелее.
— Знаем, что за победу в одном конкурсе ты получил гитару одного из известнейших мастеров мира.
— Сказочная история. Гитара, на которой сейчас играю, австралийского мастера Джорджа Зиата. Ее я выиграл на конкурсе в Германии. Перед конкурсом собирался приобрести ее. Узнал на сайте мастера, что он будет в Германии на гитарном фестивале-конкурсе. Подумал, съезжу на конкурс, поучаствую, заодно и гитару куплю. А потом узнал, что победителя ждет гитара этого мастера. Я не надеялся на удачу. Но получилось! Был невероятно рад победе: этот инструмент — то, что я хотел!
— Ездить на международные конкурсы, выступать в разных странах — это возможность черпать новые идеи: общаться с ведущими педагогами мира, получать оценку своей игре, обмениваться опытом. Очень важно, особенно для людей искусства, постоянно совершенствоваться. |
— У каждого человека, наверное, есть место, уголок, где он чувствует себя наиболее уютно. А у тебя?
— Очень теплые воспоминания связаны с Академией музыки, где я проводил много времени, пока учился. Люблю Гродно, откуда я родом. Там мой дом, мои родители, которые всегда так радуются моему приезду.
— Тебя можно назвать прагматичным человеком?
— Скорее да, чем нет. У меня порядок, чистота в доме, все ноты аккуратно сложены, я стараюсь быть дисциплинированным, организованным человеком, правда, не всегда получается. Случается, иногда опаздываю на поезд (улыбается). Но в творчестве стараюсь всегда быть собранным. Просто я понял, что если я не буду себя организовывать, ставить четко определенные задачи на каждый день, определять, над чем мне необходимо работать, то ничего не получится.