Расписание на завтра
На постсоветском пространстве будет создана собственная система оценки качества образования
Вы учились в хорошей школе? Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. До недавних пор о работе школы принято было судить по отчетам о «поступаемости» выпускников. Но о многих нюансах этот показатель не дает представления.
– Понятие «хорошая школа» меняется в зависимости от того, кто задает этот вопрос, – замечает директор Российского тренингового центра Игорь Вальдман. – Ученику важны хорошие оценки, родителю – вопросы будущей карьеры ребенка, его здоровья и развития… В мире считается, что хорошее образование – то, которое позволяет каждому ребенку обеспечить наилучшие стартовые условия для успеха в будущем.
Опыт различных стран в построении и развитии национальных систем оценки качества образования обсуждали на семинаре в Минске педагоги, ученые и методисты из шести стран. Среди них – вице-президент РАО, академик РАО, доктор педагогических наук Виктор Болотов, директор Российского тренингового центра, заведующий лабораторией мониторинга качества образования Института управления образованием РАО, кандидат педагогических наук Игорь Вальдман, директор Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь, доктор педагогических наук Геннадий Пальчик, директор Республиканского института контроля знаний Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук Николай Феськов, директор Национального центра тестирования Министерства образования и науки Кыргызской Республики Артур Бакиров, заместитель директора Национального центра тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан Туракты Интымаков, начальник отдела Центра оценки и тестирования Министерства образования Республики Армения Емил Арутунян, исполнительный секретарь Евразийской ассоциации оценки качества образования Игорь Окунев и другие.
Зачем изобретать тесты?
Первая мысль, которая возникает у не знакомого с проблемой слушателя: зачем создавать некую систему оценки качества, если можно воспользоваться результатами белорусского ЦТ или российского ЕГЭ?
И правда, в Беларуси централизованное тестирование сдают более 90 процентов выпускников общеобразовательной школы. В истории образования до ЦТ не было прецедентов, чтобы одинаковые задания в одинаковых условиях единовременно выполняли десятки тысяч молодых людей. Причем репутация у белорусского тестирования безупречная: за более чем 10 лет существования фактов утечки информации или подтасовки результатов не обнаружено. Результаты ЦТ ежегодно оформляются в виде статистических сборников.
Российский ЕГЭ вообще сдают все школьники страны. Кажется, сравнивай баллы у выпускников Марьи Ивановны и Софьи Павловны, проводи параллель между результатами двух школ – и принимай административные решения.
– Нельзя управлять качеством образования, основываясь только на результатах ЕГЭ, без учета других показателей, – считает Виктор Болотов. – А это уровень образования родителей, развитость или неразвитость образовательной инфраструктуры... Бессмысленно сравнивать результаты школы в наукограде и школы в рабочем поселке.
Смысл статистического анализа результатов ЦТ и ЕГЭ – в возможности увидеть развитие системы образования в динамике и заметить системные ошибки в построении учебных планов и программ. То есть, если большинство выпускников на централизованном тестировании по физике споткнулись на теме «Трение», Министерству образования стоит задуматься о внесении изменений в типовой учебный план. И если директор школы предпринимает некие шаги в русле повышения качества образования, сравнение результатов ЕГЭ за несколько лет позволит ему судить об эффективности нововведений.
Показательный факт: после введения ЦТ и ЕГЭ в вузах обеих стран значительно выросло количество студентов из сельской местности.
Чтобы не было шока от PISA
Аналитикам от образования необходимы и другие инструменты. Один из самых убедительных – международное исследование PISA, которое проводится Организацией экономического сотрудничества и развития трехлетними циклами. Весной 2012 года прошел пятый цикл, через год его результаты станут известны.
Исследование PISA направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В Беларуси подобные международные исследования не проводились. В 42 регионах России проводились, породив грустную шутку: «Наша система образования – самая лучшая в мире. Только за рубежом об этом никто не знает».
Результат, который до этого времени показывала Россия, можно расценить как ниже среднего: российские подростки не умеют брать из текстов необходимую информацию и правильно ее интерпретировать, им не хватает самостоятельности мышления.
Справедливости ради надо отметить, что оправдываться за результаты перед обществом приходится не только российским чиновникам: в 2003 году общественность Швеции предъявила претензии министру образования в том, что школьники этой страны выбыли из первой десятки по математике, а в Японии члены правительства объяснялись с населением, когда японские дети ухудшили свои результаты по чтению.
Российские власти ныне стараются согласовывать свои шаги с результатами международных исследований. Виктор Болотов видит одной из обнажившихся таким образом проблем все увеличивающийся разрыв между сильными и слабыми школами. Слабые школы необходимо поддерживать и подтягивать, в Беларуси это тоже понимают. А еще – совершенствовать отбор абитуриентов на педагогические специальности, повышать престиж работы учителя и принимать иные меры, об эффективности которых можно будет судить по итогам единых независимых испытаний.
Министр образования Беларуси, доктор физико-математических наук Сергей Маскевич выразил основной вывод встречи:
– Принципиально важно сформировать единую систему оценки качества, которой мы будем доверять. Мы вышли с инициативой сформировать, может быть, в рамках СНГ или вначале ЕврАзЭС свою аккредитационную компанию, которая сможет провести мониторинг достижений, сможет быть конкурентоспособной и стать для нас более значимой, чем другие международные рейтинговые агентства.
Министр высказал надежду, что после окончательной проработки предложений инициатива о создании такого агентства или компании будет вынесена на обсуждение на самом высоком уровне.