Когда своя рубашка ближе
Россия вступила в ВТО. Мы с ней в Едином экономическом пространстве. Следовательно, скоро всем нам придется конкурировать на равных с представителями мировой индустрии. Особенно сложна доля легпрома. Пошлины на готовую продукцию упадут, на материалы и комплектующие — вырастут. Что собирается в этой ситуации делать концерн «Беллег-пром», у которого сегодня и без того много проблем на внешних рынках?
Полны прилавки в магазинах. Выбор такой, что глаза разбегаются и трудно удержаться от покупки. Причем если верить статистике, то за 7 месяцев года из всей обуви, верхней одежды, проданной в стране, на долю местного производителя приходится 64 процента. Трикотажа и того больше — 78 процентов. Но не могу не отметить одну особенность, за которой кроются уже ставшие хроническими проблемы.
Сейчас, к примеру, обувные фабрики предлагают нам встретить осень и зиму сплошь в черном ассортименте. И напрочь игнорируют молодежную моду. Не радуют всеми цветами радуги и прилавки с верхней одеждой, трикотажем в фирменных секциях. А если расцветка, фасон, качество и дизайн в порядке, то товары нашего легпрома покупатели зачастую обходят из–за дороговизны. Импортный аналог дешевле. Не потому ли у нас, вопреки статистике, в гардеробе — едва ли не сплошь завезенный ширпотреб. Мы добровольно и сознательно отдаем деньги зарубежным дизайнерам и модельерам. Но почему? Ведь легпром — уникальная отрасль, способная давать мгновенный рост и самый быстрый оборот денег. Креатив, иголка, руки — вот что, по большому счету, нужно хорошей швее, если для ее работы в стране созданы все условия.
Между тем обстоятельства, в которых очень скоро окажутся наши швеи, ткачи и обувщики, незавидны. Представьте: кожа, ткани, фурнитура, которые мы сейчас закупаем за валюту, еще подорожают, при этом готовая продукция должна каким–то чудом подешеветь. А собственного сырья у нас — раз–два и обчелся. И то не особо востребовано.
На недавнем семинаре Минтруда и соцзащиты в Вилейке председатель райисполкома Евгений Синило жаловался, что СПК не знают, как продать лен. Козьи шкуры — дефицит, поэтому перчатки стоят едва ли не как пара обуви. Да и с коровьими шкурами проблема ненамного меньше. Шерсти нет. И от моды отстаем как минимум на год. В общем, куда ни кинь — всюду клин.
Но решать непростую задачку повышения конкурентоспособности отрасли придется. При всех существующих проблемах. Первая и главная сейчас: концерн «Беллегпром» проваливает задание по росту экспорта и внешнеторгового положительного сальдо. Контрольные цифры на 2012 год: 110 процентов и 220 миллионов долларов, оценочный факт — 101,5 процента и 113,7 миллиона. Но любопытнее даже само объяснение неблестящих результатов работы, которое дала заместитель председателя концерна Людмила Тяглова.
По ее словам, «Моготекс», «Лента» и «Камволь» положили нереализованную продукцию на склады, потому что в конце марта правительство Российской Федерации ограничило доступ белорусских предприятий к госзакупкам для силовых и муниципальных структур. 18 сентября вопрос удалось уладить: коллегия Евразийской экономической комиссии отменила изъятия. Конечно, здорово, что наши предприятия по–прежнему будут иметь гарантированные заказы от российских военных и полицейских. Однако все это очень далекие от рыночных меры развития экспорта. Ориентироваться на единственного крупного потребителя, как видно, чревато. Плюс теперь точно так же российские текстильщики (и не только они) могут претендовать на аналогичные госзаказы на нашем рынке.
Еще с помощью таможенных служб России и Беларуси удалось предотвратить демпинг турецкой синтетической пряжи. Но поставить барьер нежелательному импорту — не значит его победить. Ну и совсем уж меня позабавил тезис о плохой погоде, из–за которой продажи летней одежды у российских дилеров снизились на 20 — 25 процентов. Как будто у нас лето, как в Африке, и синоптики не дают долгосрочных прогнозов.
Главная проблема нашего легпрома, на мой взгляд, — неповоротливость, отсутствие грамотного менеджмента и гибких форм работы. По старинке 88 процентов продукции отгружается в Российскую Федерацию. Работают по накатанной. Как курс российского рубля к доллару упал, так это сразу сказалось на показателях экспорта. Потому что нечем перекрыть. Хотя речь о диверсификации рынков идет не один десяток лет. Но удается это далеко не многим предприятиям. Большинство же надеются на традиционную помощь государства. Хорошая новость: у нас скоро будет новый камвольный комбинат, начиненный современным оборудованием. Турецкая компания выиграла тендер на поставку станков. Это замечательно. Но ясно и то, что на всех бюджетных денег не хватит. Самим надо крутиться, зарабатывать и выпускать качественную, модную и креативную одежду, обувь и аксессуары.
Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА
Фото: Александр РУЖЕЧКА