Обама, Ромни и Зомби
Предвыборная агитация в США набирает обороты. К двум кандидатам от основных партий — республиканской и демократической — неожиданно добавился таинственный третий.
Мертвый кандидат для мертвых штатов
Вообще появление на избирательном поле некоего господина А. Зомби можно было бы назвать глупой шуткой или неуместной пиар-акцией, если бы этот господин не разъезжал по штатам с предвыборными речами и не собирал на своих выступлениях толпы зевак. Воскрешение А. Зомби придает рутинному, хотя и красочно обставленному, главному политическому действу США особую пикантность. “Мой муж — это тот человек, который будет бороться за появление зомби в каждом американском доме и не остановится ни перед чем и ни перед кем — даже если это его еще раз убьет”, — решительно заявила жена необычного кандидата изданию The Clicker. Пэтти Морган-Зомби сопровождает своего супруга в предвыборных поездках и переводит его загадочные речи, состоящие из наборов невнятных звуков, на “понятный обывателям язык”.
Новоявленный претендент на президентское кресло уже наделал много шума. А его заявление, что американцы должны больше знать о зомби, имеет более чем явный подтекст, особенно если учесть, что, по признанию маститых политтехнологов, именно они своими эффектными ходами подводят избирателей к “единственно верному выбору”. Не менее скандальной выглядит и фраза “живого трупа”: “Какие-то кандидаты победят в демократических штатах, какие-то — в республиканских, а мы ориентируемся на мертвые штаты”.
Впрочем, конечно, все это всерьез воспринимают не многие. Весь фарс организовал канал AMC — крупнейший производитель сериалов и шоу о зомби. А подвигла киношников на столь затратный пиар-ход довольно банальная ситуация — американский провайдер Dish Network разорвал с каналом контракт, и АМС потерял большую часть аудитории. Под угрозой оказалась и премьера третьего сезона “Ходячих мертвецов”. Вот теперь эти бесприютные “мертвецы” и расходятся по стране. И у Dish Network, похоже, выбор не большой: или для сериала находится место в эфирной сетке, или выборы могут превратиться в реалити-шоу с двояким смыслом.
Ястребы идут в атаку
Кто же реально может рассчитывать на победу в поединке за Белый дом и какие перемены могут произойти на глобальной шахматной доске?
Неоконсерваторы — как основная и наиболее активная часть Республиканской партии, кандидатом в президенты от которой выдвинут Митт Ромни, — в последние десятилетия наложили отпечаток на стиль переустройства мира. Развал СССР при Рональде Рейгане, антитеррористическая операция при Буше-младшем с превращением в руины Ирака и Афганистана. А недавно 56 ведущих “консервативных экспертов по внешней политике” призвали Обаму к прямому вмешательству в сирийскую ситуацию.
В программе республиканцев довольно бодрящий коктейль: выдворение нелегалов из страны (в то время как на съезде Демократической партии была предоставлена трибуна нелегальной иммигрантке, депортация которой не состоялась благодаря указу президента Барака Обамы), борьба против абортов, противодействие попыткам увеличить минимальную заработную плату, запрет на создание профсоюзов на частных предприятиях, поддержка экономического протекционизма, увеличение военных расходов.
Кстати, когда проигравший кандидат Рон Пол на съезде Республиканской партии намеревался на днях выступить против Митта Ромни, партсовет принял гениальное решение, что победивший кандидат может по своему усмотрению изменять состав делегаций от отдельных штатов. И смутьян с группой поддержки в зал не попал.
Митт Ромни, не особо заботясь о дипломатических реверансах, называет, например, Россию “геополитическим противником номер один” и предрекает ей “кошмарное будущее”.
Принцип контраста
Предвыборная платформа Демократической партии во многом построена на контрасте с республиканцами. “Президент Обама считает, что ядерную проблему Ирана лучше и надежнее всего было бы решить с помощью дипломатии”, — говорится в программе демократов.
По данным опросов общественного мнения, Обама оказался первым за многие десятилетия кандидатом от демпартии, чьи достижения и позиции в области внешней политики более высоко оцениваются избирателями, чем взгляды представителя от Республиканской партии.
“Многие советники Ромни участвовали в принятии наиболее противоречивых решений в администрации Буша-младшего”, — пишет газета Boston Globe и приводит подробный список, в котором бывший постпред США при ООН Джон Болтон, выступающий за военную интервенцию в Сирии и Иране; Роберт Джозеф, считающийся ключевым “архитектором” войны в Ираке, и Дэн Синиор, бывший пресс-секретарем правительства Ирака, сформированного ведомой США международной коалицией сразу после вторжения в эту страну.
“Губернатор Ромни ничего не сказал об Афганистане, — напомнил президент Обама, выступая на днях в Айове. — Не предложил никакого плана окончания войны. Если он не планирует заканчивать ее, то он должен об этом сказать людям”. Но Обама не упомянул, что при нем контингент американских войск в Афгане много-кратно вырос, а если бы не позиция Москвы и Пекина в отношении Сирии, то, не исключено, Дамаск бы уже бомбили самолеты НАТО. Да и развертывание системы ПРО в Европе, начатое при Буше, продолжилось и при Обаме, несмотря на все “перезагрузки” с Россией.
Центр силы Внешняя политика Вашингтона, отражающая нынешнее состояние мира с одним-единственным центром силы, которым и является США, вряд ли кардинально может зависеть от персонального состава Белого дома. Отсюда и диктат одной страны. Наверное, именно поэтому на всех континентах сегодня активно идут интеграционные процессы. Они призваны создать альтернативу американской гегемонии. Но это задача не одного дня. Потому что вес региональных объединений складывается из множества компонентов. Одним из которых является военная и экономическая мощь. А после распада СССР и социалистического блока конкуренцию Соединенным Штатам поодиночке ни одно государство составить не может. И это является фактором, в полной мере определяющим глобальную систему. И подспудно диктующим поведение хозяев резиденции на Пенсильвания-авеню, 1600. |