Подготовку государственной элиты должна начинаться со школы

В Беларуси регулярно проводят реформы образовательного процесса, что же необходимо именно для наших реалий в этой сфере и какое место она должна занимать, рассказал «Ежедневнику» белорусский философ, этнокультуролог Алексей Дзермант.
- Какое место должны занимать образование и наука в жизни Беларуси?
- Образование относится к числу стратегически важных сфер жизнедеятельности государства, наряду с медициной и армией.
Образование должно быть своеобразной школой подготовки гражданина своего государства, патриота. Не паразита, который только рассчитывает на помощь государства, а человека, который заботится сам о благосостоянии страны. Образование - это важнейшая сфера, и стратегическое планирование в этой сфере жизненно необходимо, особенно в Беларуси. Мы живем в мире, где кризисные явления охватывают практически все сферы жизнедеятельности человека, соответственно и сферу образования, поэтому планирование и понимание того, что образование это залог будущего, необходимо.
- Следует ли отказываться от советского наследия в сфере образования?
- Я считаю, что отказ от любого наследия, это своеобразное обрезание памяти. Следует не отказываться, а учитывать положительные и отрицательные моменты. Если мы проанализируем наследие советской системы образования, то сможем констатировать, что на уровне всеобщего образования мы имеем положительное наследие.
Определенный уровень был достигнут и этот уровень необходимо не просто поддерживать, но и дальше его развивать.
Что я вижу в качестве одной из негативных сторон этой системы, которую мы получили в наследство, - это уравниловка, всеобщее образование без дифференцированного подхода.
На сегодняшний момент мы имеем систему образования, которая работает на то, чтобы в одинаковой степени образовать всех людей. Но мы прекрасно понимаем, что у людей отличаются как навыки и таланты, так и желание учиться или не учиться.
В определенный момент у нас были эксперименты, направленные на то, чтобы сделать систему образования более дифференцированной: создавались физико-математические, социо-гуманитарные, лингвистические классы. На этом базисе можно было вполне определять, куда школьники более приспособлены и где у них получится лучше себя реализовать. Я считаю, что дифференциация необходима и необходима со школы.
Кроме того, нужно понимать, что подготовка государственной элиты, это не только дело высших учебных заведений, но и школ. Надо понимать, что без специальных учреждений, которые будут готовить будущих молодых специалистов к управлению государством, не обойтись. Я считаю вполне здравой идею создания суворовских училищ для будущей государственной элиты, но не военного типа, а административного и социоконструктивистского.