Колеса будущего
По ряду наукоемких направлений машиностроения Беларусь входит в десятку мировых лидеров
Машины с маркой «Сделано в Беларуси» сегодня трудятся и в снегах российского Заполярья, и под знойным солнцем Средней Азии, Южной Америки и Африки. При этом в республике производится почти весь спектр мобильной техники: от велосипедов и мотоциклов до колесных тягачей и большегрузных карьерных самосвалов. В этом списке пока нет только легковых автомобилей. Но это не догма, считают ученые и специалисты.
Белорусские машиностроители уже многие годы занимают ведущие позиции в мире в области среднего машиностроения: производстве грузовой техники, тракторов, карьерных самосвалов, автобусов, троллейбусов, а также сельскохозяйственных машин. Давно узнаваемы в мире бренды карьерных большегрузов БелАЗа, тракторов «Беларус» Минского тракторного завода, грузовиков МАЗа. С недавних пор в этот ряд встали автобусы и троллейбусы Минского автозавода и «Белкоммунмаша», погрузчики и спецтехника «Амкодора» и «Дормаша», комбайны Гомсельмаша «Полесье».
И весомый вклад в такое положение вещей вносит Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Республики Беларусь, который в этом году отмечает свое 55-летие. На пресс-конференции, приуроченной к юбилею, генеральный директор института, член Совета Республики Национального собрания Беларуси Андрей Дюжев рассказал журналистам о сегодняшнем дне белорусского машиностроения и попытался перебросить мосты в будущее, раскрыв некоторые перспективы его развития:
– Потенциал коллектива немалый, в институте работают один академик, три члена-корреспондента НАН Беларуси, 17 докторов и почти полсотни кандидатов наук. Мы по праву гордимся Героями Беларуси Михаилом Высоцким и Павлом Мариевым, которые также трудятся в стенах нашего учреждения.
Главная задача института – вплести частные разработки, методики и технологии в общую методологию машиноведения. Играя роль координирующего центра, институт помогает белорусским проектировщикам и производителям сложной техники избежать многих проблем – лишних затрат времени и денег, а главное – в полном объеме удовлетворить все запросы потребителя.
Если говорить о достижениях, то их немало. Как и новых направлений научных разработок. Например, в области виброакустических исследований, цель которых – создание наиболее комфортных условий для работы водителя. Причем воздействие неблагоприятных факторов на человека изучается до начала создания моделей машин «в железе», что позволяет значительно экономить время и деньги, делает нашу продукцию более конкурентоспособной.
К слову, принцип моделирования агрегатов и изучения процессов с целью поиска возможных дефектов и проблем до начала изготовления образцов и даже до начала проектирования техники используют многие подразделения института. В рамках Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля (РКЦМП) нашего института создан специальный отдел моделирования и виртуальных испытаний. Проведение таких испытаний и исследований позволяет многократно снизить затраты на реальные испытания и доводку по безопасности техники, после которых, как правило, машины не подлежат восстановлению. А разбить вдребезги один, а то и более, грузовик или трактор – занятие не из дешевых.
В институте также действует лаборатория, где прогнозируются тенденции в создании новых двигателей, совершенствуются силовые установки. В НТЦ «Карьерной техники» работает группа ученых, которые «управляют» расположением дефектов в крупногабаритных отливках, чем заметно увеличивают прочность конструкции. Ученые-металлурги научились смещать дефекты в те места, где их отрицательное влияние на прочность изделия сводится к минимуму. Это, в свою очередь, позволяет наращивать грузоподъемность и ресурс «БелАЗов».
Институт работает в тесном партнерстве с производителями, специалистами КБ и научно-практических центров, с академической и вузовской наукой. Например, перспективные наработки в области гидроаэродинамики развиваются совместно с Институтом тепло- и массообмена имени А. В. Лыкова НАН Беларуси.
Институт активно участвовал в формировании Программы развития промышленного комплекса Беларуси до 2020 года. Одни из задач, включенных в программу, которую будет решать сам институт, – разработка новых национальных стандартов, которые бы сопрягались с международными, формирование единой системы технического нормирования и стандартизации ЕЭП. Последнее очень важно, поскольку интеграция, в первую очередь белорусско-российская в рамках Союзного государства, ширится и углубляется. Такая же работа набирает обороты и в формате ЕЭП.
Проблемы, которые решают ученые и специалисты института, аналогичны тем, которые стоят перед их российскими коллегами. И решать их будем, объединяя усилия. Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Республики Беларусь поддерживает и развивает контакты с ведущим научным учреждением России в области автомобилестроения – Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом «НАМИ». Перспективный совместный проект реализуется с Институтом машиноведения имени А. А. Благонравова РАН в области надежности. НТЦ «Карьерной техники», который возглавляет Павел Мариев, плодотворно сотрудничает с Уральским институтом горного дела.
Сегодня любой житель Беларуси воочию может увидеть результаты труда, в том числе и нашего института, на улицах белорусских городов – красивые автобусы, троллейбусы и трамваи, дизайн которых разрабатывали специалисты отдела визуального проектирования РКЦМП.
С такими результатами и планами достойно и по-деловому, нацеленный на новые свершения, встречает коллектив Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Республики Беларусь своей 55-летний юбилей.