Система +
Но куда реже мы говорим о том, насколько мы сами являемся частью этой системы, воспроизводим её и подпитываем.
* * *
Весной этого года зампред Следственного комитета Андрей Швед озвучил любопытные данные. Оказывается, в 2011 году в Беларуси к уголовной ответственности были незаконно привлечены 426 человек. 426 ни в чем не повинных людей прошли сквозь кошмар пенитенциарной системы.
426 осуждённых на 9 миллионов населения. Много это или мало? Для XXI века, когда криминалистика располагает щедрым техническим арсеналом и профессиональными наработками для того, чтобы грамотно расследовать любое преступление и привлечь к ответственности того, кто этого заслуживает, а не абы кого – это очень много. Чудовищно много.
Даже один невинно осужденный даёт повод задуматься, а здесь – несколько сотен! Получается, каждый день на протяжении года белорусская Фемида ломала жизнь как минимум одному невиновному человеку.
А ведь это только официальные цифры! То есть, в эту статистику вошли только те невинно осужденные, которые в конечном итоге сумели добиться справедливости. А сколько таких, кто не сумел, кто опустил руки, считая, что бесполезно теленку бодаться с дубом?
К тому же, это статистика лишь по уголовным делам. О делах административных - когда за нецензурную брань осуждают немого, а за аплодисменты безрукого - я уже молчу.
Почему же так происходит? Почему в XXI веке, в стране, расположенной в центре Европы, имеющей конституцию и декларирующей права, человек не может себя чувствовать защищенным от произвола тех, кто наделён карающими полномочиями?
«Система, - твердят знатоки. – Во всём виновата система». Тот же Швед признал, что «к уголовной ответственности привлекались невиновные лица, как по причине обвинительного уклона со стороны следователей, так и ввиду ошибок, а иногда и прямых фальсификаций доказательств» и объяснил это тем, что оценка работы следователей основывалась на количестве направленных в суд уголовных дел, и «такая система прямо или косвенно подталкивала к тому, чтобы находить преступления там, где их нет».
Да, система – механизм жестокий. Но там, где существует мощный общественный противовес, она не позволяет себе идти в разнос. Существует ли общественный противовес белорусской системе? Думаю, вопрос этот можно считать риторическим.
Мы живём в обществе, где права человека, его достоинство – если и не пустой звук, то, во всяком случае, звук, очень слабо воспринимаемый общественным ухом. Нарушения своих прав, унижение своего достоинства белорусские граждане воспринимают куда менее болезненно, чем повышение цен и рост курса доллара. Именно поэтому система действует без оглядки на общественное мнение – зачем оглядываться на то, чего нет? Именно поэтому каждый год в тюрьмы попадают сотни невинно осуждённых – ведь заступиться за них некому.
Но ведь не сами же эти 426 человек и иже с ними в тюрьму захотели! Мало возбудить уголовное дело о несуществующем преступлении и сфальсифицировать доказательства – нужно еще подавить волю подследственного, чтобы тот не сопротивлялся беззаконию.
Ни для кого не секрет, как выбиваются из граждан нужные показания. У Беларуси в этом плане печальные традиции еще с советских времен: достаточно вспомнить «витебское дело», когда усилиями доблестной милиции 14 невинных людей были осуждены, и один из них расстрелян. Но и сегодня свидетельства тех, кого под моральным и физическим давлением заставили себя оговорить, всё чаще появляются в независимой прессе. Достаточно вспомнить нашумевшее недавно «Витебское дело-2», когда двое несовершеннолетних школьников провели за решеткой почти полтора года за убийство, которого они не совершали.
Я знаю девушку, которая несколько лет пытается добиться наказания для убийц её брата, до смерти забивших парня в Бобруйском СИЗО. Куда она только не обращалась – и в генпрокуратуру, и в верховный суд, и в администрацию президента - но из года в год в ответ ей приходят только стандартные отписки: найти виновных не представляется возможным. Система своих не сдаёт.
Однако эпизоды, которые в любой цивилизованной стране вызвали бы шквал общественного негодования, у нас остаются почти не замеченными. А если их и замечают, то лишь на короткое время: воскликнут, как в культовом мультике «Южный парк» - «О, Боже мой, они убили Кенни! Сволочи!» - и дальше опять тишина. Такое ощущение, что общество ставить себе защитный психологический барьер, позволяющий не замечать травмирующих его сознание фактов.
Более того, общество само перенимает привычки и тренды системы. И уже непонятно кто кого подпитывает «чёрной энергией»: система общество или общество систему – ведь они в любом случае, как сообщающиеся сосуды.
И здесь я хочу рассказать об истории, которая произошла недавно в моей семье.
* * *
У меня есть брат, а у брата есть маленький сын. И сын этот до недавнего времени ходил в школьную группу продленного дня.
И вот однажды брата вызывают в школу. Понимаете, говорит, учительница, ваш сын в продлёнке украл у одноклассника мобильник. Как так? А вот так. Мы обнаружили в его портфеле, а потом он и сам сознался.
Брата это, естественно, огорчило – он сам человек верующий и сына воспитывает в духе библейских заповедей. И вот идут они с сыном домой, и сын ему говорит: «Папа, я не крал этого телефона, его мне в портфель подкинули».
«Но ты же потом сам сознался!» - говорит ему брат. «А я сознался потому, что учительница заперла меня в классе и стала пугать, что если я не признаюсь, она вызовет милицию с собакой. Я испугался».
Брату, с одной стороны хочется верить сын, но с другой сомнения всё равно остаются. В общем, забрали они сына из продлёнки, прошло какое-то время, и брат снова встречает ту учительницу. И она ему говорит: «Знаете, а ведь после того, как вы забрали Даника, у нас опять такой случай повторился. Значит, это не он тогда мобильник украл».
Понимаете? Вместо того чтобы во всём разобраться – пусть не сразу, пусть постепенно - учительница, как заправский следователь, принялась давить на ребёнка, запугивать его. А много ли ребёнку надо?
Конечно, для мальчика это было уроком – он понял, в какой стране живёт и чего от неё можно ждать. Но, право же, лучше бы этого урока не было. Лучше бы нам не перенимать привычки и тренды системы, и не подпитывать её по принципу обратной индукции.
* * *
Помните, фильм «Убить дракона»? Его главный герой Ланцелот в финале призывает горожан убить дракона в себе. Долгое время этот императив расшифровывали как призыв убить в себе страх. Мне же кажется, что речь идёт ещё и о том, чтобы убить в себе привычку взаимодействовать с окружающим миром посредством насилия - привычку, которая, к сожалению, жива почти в каждом из нас.
Система, построенная на насилии - не белорусское ноу-хау: допросы с пристрастием, пытки, выбивания показаний силой существуют столько, сколько существует система государственной власти. Но в русле нового времени, исповедующего принципы гуманизма, цивилизованный мир всё увереннее изъявляет решимость отказаться от этого наследия. Не пора ли и нам примкнуть к цивилизованному миру, как бы кто-то не клялся, что не поведёт нас за ним? Не пора ли перестать копировать привычки и методы системы - перестать быть её заложниками - и стать хозяевами?