Стабильная нестабильность Ближнего Востока

Источник материала:  
23.08.2012 — Разное

Тридцать мирных лет принесли региону конфликты, потрясения и тысячи жертв

Ровно тридцать лет назад на территории Ливана разворачивалась последняя «классическая» арабо-израильская война, в которой сошлись ВС Израиля и Сирии. С тех пор арабские армии не встречались в бою с израильской, войну 2006 года в том же Ливане израильтяне вели против военизированной шиитской группировки «Хезболла», а не против регулярных ВС. Однако в связи с нынешней ближневосточной нестабильностью возникает естественный вопрос: возможна ли новая война между арабами и евреями?

Несмотря на тридцатилетнее отсутствие войн, ВС Израиля остаются одними из самых мощных в мире. Еврейское государство продолжает получать значительную военную помощь от США, а также имеет собственный очень сильный ВПК. Бывшие главные противники Израиля – Египет и Сирия – также обладают очень большими и сильными ВС не только по арабским, но и по мировым меркам. Это подтверждается тем, что ни НАТО, ни армии арабских монархий до сих пор не рискнули совершить интервенцию против Сирии. По единственной причине – из-за военной мощи последней.

При этом, как хорошо известно, арабские страны переживают сейчас сильнейшие внутренние потрясения. В Сирии идет полномасштабная гражданская война, хотя президент Башар Асад оказался гораздо устойчивее, чем думали его внешние и внутренние оппоненты. В Египте обошлось без гражданской войны, поскольку президент этой страны Хосни Мубарак в отличие от Асада лишился поддержки армии и ушел в отставку сам, после чего оказался под судом.

С тех пор ситуация в стране остается крайне нестабильной. По сути, имеет место холодная война между военными, сохранившими реальную власть, и новым президентом Мохаммедом Мурси, представляющим исламистскую организацию «Братья-мусульмане», который лишен большей части властных рычагов. Новый парламент, в котором «Братья-мусульмане» и еще более радикальные исламисты-салафиты имели две трети мест, военные распустили. В новом правительстве Египта «Братья-мусульмане» получили всего три второстепенных министерских поста. Сам Мурси вынужден маневрировать между собственным электоратом, военными и США, от финансовой помощи которых Египет очень зависим. При этом многие эксперты и простые люди сомневаются в том, что новый президент всерьез выступает за установление в стране исламских законов хотя бы в умеренном, «турецком» варианте. Отмечается, что оба сына исламиста Мурси являются гражданами США.

С другой стороны, быстрое ухудшение экономической ситуации в стране, обусловленное в первую очередь резким падением доходов от туризма, может привести к тому, что в следующем парламенте исламистов окажется еще больше, чем в предыдущем, бороться с этим армии будет очень сложно. Симптомы подобного развития событий наблюдаются уже сейчас. По Кэмп-Дэвидским соглашениям 1979 года Израиль вернул Египту Синайский полуостров в обмен на обязательство Каира не размещать там никаких воинских контингентов. Сегодня, пользуясь этим фактом, радикальные исламисты резко активизировали свою деятельность на Синае, атакуя пограничные и полицейские посты. При этом их главной целью оказывается как раз Израиль. Египетские радикалы сами атакуют его территорию, а также оказывают поддержку своим союзникам из палестинского движения ХАМАС, контролирующего сектор Газа. Из-за этого Израиль уже дал разрешение египетской армии провести силовую операцию против исламистов на Синае. Таким образом, египетские и израильские военные фактически оказались прямыми союзниками.

Однако нет никаких гарантий, что этот необычный союз сохранится. Если новый египетский парламент станет еще более исламистским, президент Мурси обязательно этим воспользуется для ограничения влияния военных и установления контроля над ВС. Более того, ряд экспертов высказывают несколько экстравагантную гипотезу о том, что Мурси может целенаправленно начать боевые действия против Израиля, причем с сознательным расчетом на неизбежное поражение. Во-первых, это сплотит население страны и особенно электорат исламистов. Во-вторых, на войну можно будет списать все экономические проблемы. В-третьих, египетская армия, главный внутренний противник исламистов, будет в ходе такой войны в значительной степени уничтожена, в результате чего автоматически утратит свое влияние (тем более что на ней будет лежать клеймо проигравшей). А новую армию исламисты будут строить уже для себя.

Еще более драматично может сложиться ситуация в Сирии, если Асад не сможет удержаться у власти. Среди повстанцев все более значительную роль играют боевики «Аль-Каиды», гораздо более радикальные, чем египетские «Братья-мусульмане». Для них Израиль – главный исторический враг.

Как ни парадоксально, предотвратить новую арабо-израильскую войну может Иран, считающийся главным врагом Израиля. Однако Тегеран оказался основным противником и для арабских монархий Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. Именно монархии оказывают огромную финансовую и политическую поддержку египетским и сирийским исламистам (последним, кроме того, они поставляют оружие). Установив угодные для себя режимы в Каире и Дамаске, монархии попытаются создать единый арабский фронт против Ирана. На Израиль при этом у них просто не хватит сил. Тем более что в военном плане Израиль гораздо сильнее Ирана, к тому же пользуется поддержкой США. А в случае противостояния Ирану арабы, наоборот, могут рассчитывать на полную поддержку США вплоть до военной.

Таким образом, вероятность новой арабо-израильской войны в ближайшее время невелика. Однако в среднесрочной перспективе Ближний Восток могут ожидать очень большие потрясения с переделом границ и сфер влияния. 

←Промышленная стратегия

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика