Что нужно для развития агротурбизнеса на Гомельщине?
Для Гомельщины тема агроэкотуризма особенно актуальна, поскольку этот регион занимает первое место по числу действующих агроусадеб в стране.
На сегодня их более 570 – треть от всего количества в Беларуси. До конца текущего года ожидается открытие еще полусотни. Однако рентабельность этого бизнеса пока оставляет желать лучшего. Притом, что резервы возможностей и потенциал далеко не исчерпаны.
Многое объясняет то, что большинство агроусадеб Гомельщины распахнули двери для гостей только в прошлом году. И пока элементарно не успели «раскрутиться».
Впрочем, с момента появления самого понятия агротуризм, определились и его лидеры. В основном, это усадьбы, ставшие первопроходцами отрасли. К слову, еще шесть лет назад в Гомельской области их было всего 8. Сегодня некоторые передовики получают до 200 миллионов рублей дохода. Но большинству остальных до таких «оборотов» предстоит еще расти и расти. На какую помощь могут рассчитывать идущие по этому нелегкому пути?
По информации заместителя начальника управления физической культуры, спорта и туризма Гомельского облисполкома Виталия Шевченко, с 2007 года возможностью получить льготный кредит на обустройство агроусадеб воспользовались около 40 предпринимателей. Кроме того, поддержку свежеиспеченным владельцам сельских пансионатов оказывает специально созданный для этих целей общественный совет по развитию агроэкотуризма в Гомельской области.
Владелец находящейся в Речицком районе агроэкоусадьбы «Милоградская» Сергей Черненко считает, что многие просто не желают связываться с бумажными процедурами и потому не спешат пробовать свои силы в перспективном деле. К сведенью: рентабельность «Милоградской», по словам предпринимателя, исчисляется цифрой в 250 миллионов рублей за прошлый год и 150 миллионов – за первое полугодие текущего.
И это только начала. В планах же выйти на 120-130 тысяч долларов в год.
Были озвучены и другие интересные данные. Например, о средней продолжительности пребывания гостей в агроусадьбах. В целом по Беларуси он составляет 4-7 дней. Отличилась же Гродненская область, где научились «задерживать» приезжих на несколько недель.
Говорилось и о других мерах, реализация которых могла бы способствовать раскрутке отдельных усадеб и развитию отрасли в целом. В первую очередь, речь идет о развитии инфраструктуры досуга, повышения комфортабельности и расширения ассортимента предлагаемых услуг. Причем возможность найти развлечение по вкусу должен иметь каждый: и тот, кто уюту номера предпочитает сплав по реке, и люди, обожающие исторические достопримечательности. Ведь отдыхающих, как заметил председатель общественного совета по развитию агроэкотуризма Гомельской области Анатолий Касьяненко, интересуют не только питание и ночлег.
По его мнению, назрела необходимость в создании партнерских туристических сетей, так называемых кластеров, которые включали бы в себя специально разработанные маршруты с музеями, природными памятниками и т.д. Возможно, имеет смысл перенять опыт Израиля, где туристам демонстрируют этапы производства различной сельхозпродукции, устраивают дегустации сухих вин, которые гости тут же охотно покупают.
Непочатый край работы и у народных ремесленников, промышляющих изготовлением сувениров – например, тех же глиняных изделий или традиционных белорусских «Барби» – кукол из соломы. Даже на них, при грамотном подходе, можно заработать неплохие деньги.