В Беларуси создан первый беспилотный самолет
Минский авиаремонтный завод успешно завершил первый этап заводских летных испытаний беспилотного авиационного комплекса самолетного типа «Филин» с полностью автоматическим взлетом, полетом по маршруту и посадкой на полосу.
Подобный высокотехнологичный продукт стал первым не только в Беларуси, но и в странах СНГ. Проект получил старт по инициативе Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Сам аппарат создан Минским авиаремонтным заводом, система автоматического управления разработана белорусским предприятием ООО «КВАНД ИС».
Беспилотный летательный аппарат (БЛА) – это летательный аппарат, управляемый оператором при помощи радиосвязи, или же – автопилотом под управлением специального программного обеспечения. Так сокращенно называемые «беспилотники» имеют стратегическое назначение в военно-оборонной и гражданской сферах: отслеживании ситуации на дорогах, пожаров в лесах, патрулировании границ, поисково-спасательных операциях, метеорологии.
Многие разработчики делают ставку на создание полностью автоматизированных БЛА, способных выполнять взлет и посадку на полосу в полностью автоматическом режиме. Однако подобные инновационные проекты есть лишь у признанных мировых стран-лидеров в области создания беспилотных летательных аппаратов: США и Израиля.
По оценкам Министерства Обороны РБ, в настоящее время в мире разработаны, разрабатываются или находятся в серийном производстве более 1500 типов беспилотных летательных аппаратов. Но ключевой сложностью остается задача полной автоматизации процесса: часть аппаратов имеют системы автоматического взлета, но посадка выполняется вручную или на парашюте, что не гарантирует сохранности как самого БЛА, так и полезной нагрузки. По мнению экспертов, к 2015-2020 гг. значимость «беспилотников» в мире возрастет до того, что треть мирового авиапарка военной авиации в передовых странах станет беспилотным, а функции выполнять будет те же, что и «пилотируемая» авиация.
Задача развития технологий создания беспилотных авиационных комплексов в Республике Беларусь возникла в 2008 году. В 2010г. с инициативой реализации проекта выступило Министерство транспорта и коммуникаций РБ на базе Минского авиаремонтного завода (МАРЗ).
Этапу производства белорусского беспилотного летательного комплекса предшествовал почти 5-летний этап его разработки. Коллектив конструкторов, технологов, рабочих высшей квалификации – все усилия необходимо было объединить в единый комплекс, чтобы в итоге получить высокотехнологичный продукт.
Созданный белорусский беспилотный авиационный комплекс состоит из пункта управления, пункта технического обслуживания и беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Стерх-БМ», предназначен для мониторинга удаленных участков земной и водной поверхности и буксировки авиационных мишеней.
Евгений Сергеевич Вайцехович, Генеральный директор Минского авиаремонтного завода: «Мы сумели создать собственное наукоемкое производство, тем самым выполнив основные задачи в государственной промышленной политике: инновационное развитие и импортозамещение. Уже начато серийное производство БЛА «СТЕРХ-БМ», наше предприятие обладает всеми для этого ресурсами: технологиями, квалифицированными специалистами, производственными мощностями и многолетним опытом в области авиации».
В основе инновационного проекта лежит современная система автоматического управления (САУ-7.0). По мнению директора ООО «КВАНД ИС» Сергея Тыцыка, «только автоматизированные взлет и посадка на полосу позволят максимально использовать весь потенциал БЛА массой более 30 кг». Белорусские конструкторы сделали ставку на создание полностью автоматизированных БЛА, имеющих ряд преимуществ:
- обладает интеллектуальной защитой от ошибок оператора, отработанной системой самодиагностики и спасения, простой в управлении;
- позволяет производить безопасные взлеты и посадки в сложных метеоусловиях, а также ночью;
- обладает высочайшей точностью исполнения миссии;
- позволяет использовать в качестве взлетно-посадочной полосы участки автомобильных дорог общего пользования не менее 5 метров, а также малые аэродромы или другие подготовленные площадки;
- ускоренная программа подготовки оператора.
- Можно с уверенностью сказать, что в СНГ совершен настоящий прорыв в решении вопросов обеспечения полностью автономного управления БЛА самолетного типа со взлетом и посадкой на полосу. Когда мы начинали проект, мы знали, что наш БЛА будет пользоваться спросом на внутреннем и мировом рынках. Мы предлагаем законченный продукт по конкурентоспособной цене, так как беспилотный летальный комплекс выполнен в Беларуси, без привлечения внешних ресурсов, силами белорусских высококвалифицированных специалистов, - сказал директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций РБ Вадим Григорьевич Мельник.