В белорусских магазинах нет товаров с ГМО. Но скоро появятся

Источник материала:  
06.08.2012 23:37 — Разное

Почему мы можем быть уверены, что сегодня не едим ГМО?

И зачем белорусские ученые-генетики трудятся над созданием собственных генномодифицированных сортов, в интервью «Ежедневнику» рассказал заведующий лабораторией моделирования генетических процессов Института генетики и цитологии НАН Беларуси и руководитель Национального координационного центра биобезопасности Сергей Дромашко.

- Сергей Евгеньевич, производятся ли в Беларуси генномодифицированные организмы?

- Сегодня генномодифицированные растения выращиваются только в 29 странах, где высоко развиты биотехнологии. Беларусь в их число пока не входит, но уже начинает работу в этом направлении. Лидирующее место среди производителей ГМО занимает США. Европейские страны, которые долгое время нетерпимо относились к генной инженерии, сейчас начинают производить ГМО.

- Что за работу ведет Беларусь в области производства ГМО?

- Лаборатории нашего института трудятся над созданием модифицированных сортов картофеля, льна и рапса. С участием нашего центра оборудуется полигон для испытания созданных растений. Подобная работа ведется и на базе Центрального ботанического сада. В картофель, например, мы внедряем ген, который сделает листья несъедобными для колорадского жука. Вещество будет вырабатываться под воздействием солнечных лучей, и поэтому не попадет в клубни.

- Сейчас столько говорят про опасность ГМО. Зачем Беларуси столь противоречивые достижения?

- Создание ГМО и их практическое использование свидетельствуют о высоком научном и технологическом статусе страны. Что касается шумихи, поднятой вокруг вреда ГМО, то она является скорее результатом политики, чем медицинских заключений. Европа просто не успела первой выбросить на рынок свои разработки, и США начали ее экономически опережать. Вот они и начали информационную кампанию. В реальности не существует ни одного научно обоснованного доказательства вреда генномодифицированых организмов.

- Зачем вообще нужно изменять генную структуру растений?

- Структура растения не меняется. ГМ-растение отличается от обычного одним, максимум двумя генами. Самыми распространенными модификациями являются внедрение гена устойчивости к гербицидам. Во всем мире сельхоз поля обрабатываются гербицидами по многу раз – от 7 до 10 обработок. Это загрязняет почву, вредные вещества попадают в растения, а потом в организм животных и человека. Если растение устойчиво к гербицидам, то достаточно 2-3 обработок – все сорняки гибнут, а оно продолжает расти. Это уменьшает загрязнение окружающей среды. Второй по распространенности – ген, называемый BT-токсином. Он убивает листогрызущих насекомых.

- Неужели никакого вреда такие изменения не несут?

- Опасность использования бета-токсина заключается в том, что часто пыльца генномодифицированной кукурузы выходит за границы сельхоз полей, попадает в воду и может вызывать гибель других насекомых. Использование гена устойчивости к гербицидам приводит к появлению суперсорняков. Их уже обнаруживают в Америке, Австралии и других биотехнологически развитых странах.

- А насчет вредного воздействия на организм человека?

- Во всем мире, говоря об опасности ГМО, в первую очередь называют негативное влияние на генетическое разнообразие. Ведь генетически модифицированное растение более жизнестойко и способно вытеснить обычные, более слабые, сорта. Во-вторых, речь идет о переносе ГМО через границы. И лишь в последнюю очередь называется возможность вредного влияния на человека.
Кроме того, прежде чем поступить на рынок, модифицированный сорт проходит много испытаний и проверок. Ни по каким показателям – ни по аллергенным, ни по органолептическим (т.е. вкусовым), ни по каким-либо другим, кроме одного – сорт не должен отличаться от исходного. Если будет выявлено вредное влияние на организм, то производство сорта будет запрещено. Например, единственный генетически модифицированный сорт льна масличного был снят с производства, когда дополнительные исследования доказали отклонение его по некоторым параметрам.

- Раз вред ГМО не доказан, то никаких запретов на их использование нет?

- По законодательству Беларуси, и такая практика принята во многих странах мира, потребитель должен быть информирован о содержании трансгенов в продукте и сам решать, бояться их или нет. Поэтому в нашей стране подлежат строгому контролю те продукты, где могут быть ГМО. А это в первую очередь кукуруза и соя – они вместе с хлопком и рапсом (техническими культурами) составляют 99% всех площадей под ГМ-растениями.

- Много ли таких продуктов поступает к нам и кто контролирует эти процессы?

- Такие продукты составляют мизерное количество. Хотя во всем мире за последние 15 лет производство ГМО выросло в 94 раза. Площадь, занятая под выращивание ГМ-растений, занимает сейчас более 160 миллионов гектаров, что равняется 11% всех посевных площадей. И эта цифра, будет увеличиваться. Поэтому, в нашей стране ведется постоянный учет продуктов, содержащих кукурузу и сою. Такую работу осуществляют 18 лабораторий, в том числе и при нашем центре.

-- И каковы результаты проверки?

- Лаборатория Института генетики и цитологии проверяет 3-4 тысячи образцов ежегодно и лишь в 1% продуктов находят ГМО. Дело в том, что Беларусь не импортирует кукурузу и другие продукты из стран, производящих ГМО. Если ГМО все же обнаруживается, то поставщик даже не пытается продать такие продукты – из-за негативного отношения населения к трансгенам товары с соответствующим маркером не покупаются, торговля их просто не берет на реализацию.

-- Поэтому можно утверждать, в Беларуси продуктов с ГМО нет?

-- Да, такие продукты у нас встретить крайне сложно.
 

←Третье олимпийское «золото» Беларуси принесла Надежда Остапчук

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика