Минторг надавил на интернет-каталоги
Министерство торговли Беларуси, используя туманные формулировки законодательства, пытается распространить на интернет-ресурсы, рекламирующие товар, ограничения касающиеся интернет-магазинов. В ответ бизнес грозится уйти в Россию.
На этой неделе на сайте Министерства торговли появилось разъяснение об осуществлении торговли через интернет-магазины, которое возобновляет закулисное противостояние данного ведомства с популярными интернет-площадками (onliner.by, dom.by и др.). Данное разъяснение грозит серьезными неприятностями последним ставя перед ними неприятную дилемму: либо массово (счет идет на тысячи) регистрировать со своими рекламодателями интернет-магазины, что практически невыполнимо, либо сворачивать свою деятельность и удирать в Россию.
Все дело в неоднозначных формулировках законодательства, которые не позволяют определить, где заканчивается реклама, а где начинается розничная торговля по образцам. В результате Минторг тянет в свою сторону, трактуя как интернет-магазин любую рекламу товара в интернете, где указана цена и телефоны продавца, а бизнес гнет свою линию, уговаривая Минторг не путать божий дар с яичницей.
Так согласно Закону Республики Беларусь «О рекламе», реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Согласно этому же закону объектами рекламирования могут быть продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
Когда на том или ином информационном ресурсе размещается реклама организации, ее товарного знака и тому подобного объекта, никаких проблем не возникает.
Совсем другое дело, когда рекламируется товар. Для того чтобы реклама товара привлекла внимание потребителей, продвигала его на рынке, в такой рекламе необходимо описать конкурентные преимущества данного товара, среди которых не последнюю роль играет цена. Вот тут-то «собака и порылась».
Пункт 3 Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 устанавливает, что «розничная торговля по образцам вне торгового объекта осуществляется путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин».
Если сравнить данную формулировку с понятием рекламы, то становится совершенно не понятно, где заканчивается граница между просто рекламой и торговлей по образцам. И в первом и другом случае присутствует информация о товаре и эта информация предназначена для неопределенного круга лиц.
Впрочем, это только «цветочки». Признание рекламы розничной торговлей по образцам влечет лишь некоторые дополнительные требования к распространителю такой информации. Так, если не касаться специфических товаров (например, медикаментов) Закон Республики Беларусь «О рекламе» требует указывать в рекламе наименование рекламодателя, его УНП и данные о лицензии (при наличии).
Если такая реклама признается розничной торговлей по образцам, то дополнительно нужно обязательно в такой рекламе указать информацию о месте нахождения продавца.
А если продавцом является индивидуальный предприниматель, то также и данные о его государственной регистрации. Также до продажи товара потребителю нужно довести до его сведения информацию о:
наименовании товара;
цену и условия оплаты товаров;
гарантийный срок, если он установлен;
наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель - фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя;
сведения о сроке доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара.
Понятно, что это несколько усложняет жизнь распространителей рекламы о товаре и их рекламодателей, но говорить о каких-то глобальных проблемах не приходится. Однако совсем другое дело, когда розничная торговля по образцам признается интернет-магазином.
Согласно пункту 2 Правил осуществления розничной торговли по образцам, интернет-магазином является сайт, содержащий информацию о товарах, продавце, позволяющий осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара.
Воспользовавшись тем, что законодательство не содержит определения, что же такое сайт, Министерство торговли вывело свое собственное. Минторг считает, что для применения Правил о розничной торговле по образцам под сайтом следует понимать «страницу информационного ресурса в сети Интернет под определенным адресом, позволяющим отличить данную страницу от других страниц информационного ресурса».
Таким образом, по мнению Минторга, предоставление в рекламе описаний товаров в глобальной компьютерной сети Интернет является розничной торговлей по образцам через интернет-магазин.
Что это значит?
Прежде всего, то, что интернет-магазин согласно Постановлению Совмина от 29.04.2010 N 649 подлежат регистрации в специальном Торговом реестре Республики Беларусь.
Также каждая такая страничка, признаваемая интернет-магазином, должна быть зарегистрирована в Минсвязи либо уполномоченной им организацией в соответствии со знаменитым Указом президента Республики Беларусь от 01.02.2010 N 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
В принципе обе эти регистрации осуществляются по заявительному принципу, и не представляют большой опасности, если бы «зарегистрировал раз и забыл». Однако в данном случае так сделать не получится, во всяком случае ресурсу onliner.by, который оказался на передовой борьбы с Минторгом.
Данный ресурс не предоставляет своим рекламодателям какие-то персональные странички, где бы содержалась информация о реализуемых данным продавцом товарах. Оnliner.by представляет собой рекламный интернет-каталог товаров, с подробными данными о товарах и продавцах этих товаров. То есть, существуют персональные странички на определенный товар, а не продавцов. Например, мобильный телефон Samsung i8160 Galaxy Ace 2, в настоящий момент на сайте onliner.by предлагается к продаже 40 продавцами. Если признавать интернет-магазином данную страничку указанного товара, то кто из сорока продавцов должен регистрировать на себя этот интернет-магазин? Можно, конечно, далее по этому товару открыть персональное предложение данного товара конкретным продавцом. Но если эту страничку признавать интернет-магазином, то обязанность по регистрации таких магазинов возникает сразу у 40 продавцов, так как у каждого из этих продавцов будет свой «определенный адрес, позволяющий отличить данную страницу от других страниц информационного ресурса». И это только по одному товару! А таких товаров тысячи и они каждый день обновляются. Но и это еще все.
Товар имеет свойство к определенному моменту реализовываться. И если даже все эти продавцы на каждый свой товар зарегистрируют интернет-магазины, то после реализации определенного наименования товара и снятии его рекламы с onliner.by, данные продавцы обязаны будут в течение 10 дней уведомить регистрирующий орган о закрытии интернет-магазина. А если через месяц данный товар снова появится у продавца, то процедуру регистрации нужно будет проходить вновь. И так до бесконечности.
Впервые Министерство торговли начало гнуть такую линию весной нынешнего года, Тогда популярным интернет-ресурсам и их многим рекламодателям были отправлены письма с требованиями привести свои сайты и странички в соответствии с нормами законодательства от интернет-магазинах. Как стало известно «Ежедневнику» под тяжелую руку Минторга попали onliner.by, dom.by и некоторые другие ресурсы.
В ответ на это с целью выработки консолидированной позиции в отношении требований Минторга руководство onliner.by разослало своим партнерам письмо, в котором обосновало свою позицию по означенному вопросу.
В письме в частности указывалось, что позиция onliner.by по данному вопросу основывается на следующих аргументах:
«1. В интернет-каталогах в первую очередь представлена информация о товарах и только затем реклама компаний, которые их продают. В подобных каталогах технически невозможно объединить все рекламные предложения конкретного продавца в единый сайт этого продавца, а, следовательно, невозможно идентифицировать конкретную страницу как интернет-сайт.
2. На сайте Onliner.by отсутствует кнопка "Заказать" и возможность положить товар в "Корзину". Некоторые рекламодатели осуществляют продажу товаров исключительно посредством стационарной торговой сети, и используют такие каталоги исключительно как рекламу собственного магазина.
3. Бюрократические маневры Минторга нарушают нормы сразу двух директив президента - N3 и N4. Директива N3 требует кардинально сократить количество административных процедур и не допускать установления и осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административных процедур, не предусмотренных в законах. Директива N4 раскрепощает деловую инициативу и творческий потенциал граждан, способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
4. Субъекты хозяйствования РБ сегодня с легкостью могут зарегистрировать компанию в России и официально доставлять товары из Смоленска в Минск. С учетом того, что в России, несмотря на разнообразные недостатки, худо-бедно введен электронный документооборот в налоговой и декриминализированы многие правонарушения - учредители компании могут действовать дистанционно и дерзко.
Таможенный союз между двумя странами сведет на нет усилия Минторга по регулированию, а о правах потребителя в РБ можно будет надолго забыть».
В начале апреля 2012 года в Министерстве торговли состоялось специальное совещание с участием представителей onliner.by. В результате вроде бы было выработана компромиссная позиция, согласно которой Минторг отказался от идеи признания рекламы на onliner.by и аналогичных ресурсах интернет-магазинами, но настоял на том, что это, все же, розничная торговля по образцам.
Соответственно Минторг обязал такие сайты указывать дополнительную информацию о продавцах, режиме работы, гарантиях и т.п.
И вот на этой неделе Минторг разместил на своем сайте официальное разъяснение относительно интернет-магазинов, исходя из которого становится понятно, что Минторг отнюдь не собирается сдавать своих позиций.
Так Министерство торговли однозначно указывает, что предоставление в рекламе описаний товаров в глобальной компьютерной сети Интернет является розничной торговлей по образцам через интернет-магазин. Опять подтверждается позиция, что «страница информационного ресурса в сети Интернет под определенным адресом, позволяющим отличить данную страницу от других страниц информационного ресурса, рассматривается как сайт».
И, в конце концов, Минторг резюмирует, что «при наличии на сайте информации о продавце, товаре, включая цену товара, контактные телефоны, по которым можно заказать товар, то есть той информации, которая позволяет ”осуществить выбор, заказ и (или) приобретение товара“, сайт должен признаваться интернет-магазином».
Минторг в своем разъяснении обратил внимание тех, кто еще не прошел регистрацию интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь, что такую регистрацию необходимо срочно ее пройти. На всякий случай министерство не забыло напомнить и об ответственности «за отсутствие регистрации, также как за невыполнение иных требований Правил», согласно пункту 1 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – в виде штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.