Суданский вариант на Днестре

Источник материала:  
26.07.2012 — Разное

В Румынии и Молдове решают проблему Приднестровья

Одной из главных потенциальных горячих точек на постсоветском пространстве остается Приднестровье, одно из двух никем пока еще не признанных государств бывшего СССР (второе – Нагорный Карабах). Данный конфликт, как никакой другой из возникших в результате краха Советского Союза, связан с третьей страной – Румынией. Та считает Молдову своей территорией, а ее народ – частью румынского народа. Соответственно, многие политические силы Румынии выступают за присоединение Молдовы к их стране. В самой Молдове далеко не все отвечают им взаимностью, хотя привлекательность идеи объединения повысилась после вступления Румынии в Евросоюз.

В конце 80-х – начале 90-х поглощение Молдавии Румынией казалось неизбежным. Именно это и вызвало фактическое отделение Приднестровья, которое никогда не было частью Румынии. А это, в свою очередь, затормозило процесс румыно-молдавского объединения, тем более что в Приднестровье был размещен российский воинский контингент.

При этом происходит «ползучая румынизация» Молдовы. Ее язык давно переведен на латинскую графику, то есть стал практически идентичен румынскому. Многие молдавские граждане получили румынские паспорта, что позволяет им свободно перемещаться по Европе. С сентября 2012 года во всех школах Молдовы вводится учебный курс «История румын», что вызывает в стране крайне неоднозначную реакцию. Во всех молдавских министерствах работают советники из Румынии.

Румыния не признает свою границу с Молдовой, при этом, правда, официально ни правящая Демократическая либеральная партия, ни оппозиционная Социал-демократическая партия не требуют присоединения Молдовы к Румынии. Они выступают за вступление Молдовы в ЕС, что автоматически устранит границу между странами. При этом обе партии поддерживают территориальную целостность Молдовы. Кроме того, Румыния де-факто претендует на украинскую Северную Буковину, где так же, как и в Молдове, началась раздача местным жителям румынских паспортов. Никакие внутренние проблемы, включая возможную досрочную отставку президента, общей позиции Бухареста не изменят. Кстати, сам «полуотставленный» президент Румынии Траян Бэсеску называет молдавский народ и молдавский язык «исторической фальшивкой».

В самой Молдове ныне правящий Альянс за европейскую интеграцию (включает Либерально-демократическую, Демократическую и Либеральную партии) выступает за максимально тесную интеграцию с ЕС и Румынией. Либеральная партия считает необходимым реанимацию антироссийского блока ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Избранный 23 марта этого года после почти трех лет безвластия Президент Молдовы Николаэ Тимофти, представляющий альянс, прямо заявил, что нет национальности «молдаванин», есть национальность «румын», как нет и молдавского языка, а есть только румынский (правда, это не помешало ему посетить московский саммит СНГ). Против этого выступает оппозиционная Компартия Молдовы, однако она за годы своего нахождения у власти ничего не сделала для сближения с Россией, а скорее сама пыталась заигрывать с Западом. Возможно, именно поэтому избиратели и отказали ей в доверии. Совсем недавно возникло движение «Федеративная Молдова», выступающее за образование в составе страны нескольких полно-правных регионов-субъектов, включая Приднестровье и Гагаузию. Однако против этой идеи уже выступили как молдавские власти, так и многие приднестровцы, опасающиеся, что таким путем их «затянут» в Румынию.

По данным опросов, более 50% молдаван выступают за интеграцию не с ЕС, а с Таможенным союзом и ЕЭП. Однако реализовать это желание невозможно, во-первых, из-за позиции нынешней власти, во-вторых – из-за того, что Молдова не имеет общей границы ни с одной из стран ТС/ЕЭП (по этой же причине в данные структуры не может вступить Армения). С другой стороны, вступление Молдовы в ЕС также невозможно из-за фактической независимости Приднестровья, а также из-за того, что Молдова наряду с Албанией является самой бедной европейской страной. Решить проблему Приднестровья силовым путем Молдова не может не только самостоятельно, но даже в союзе с Румынией (для этого у них нет достаточного военного потенциала). НАТО же никогда не пойдет на риск военного столкновения с российским контингентом.

Таким образом, ситуация является тупиковой. Поэтому в Молдове и еще больше в Румынии в экспертных кругах все чаще обсуждается идея официально предоставить независимость Приднестровью. Пример легитимного разделения страны в прошлом году продемонстрировал Судан. В этом случае вряд ли что-то помешает быстрому поглощению остальной Молдовы Румынией.

Не очень ясно, насколько жизнеспособным окажется независимое Приднестровье. Возможность присоединения его к России очень мала по географическим причинам: Москва станет заложником Киева, который в обмен на обеспечение снабжения Приднестровья будет требовать от России самых различных экономических и политических уступок. Также неясно, захочет ли Приднестровье присоединяться к Украине, которая, мягко говоря, не процветает. «Подвешивание» ситуации еще на долгие годы никого не устраивает, хотя вполне вероятно, что именно этот вариант и реализуется. Ведь проще всего действовать по инерции, то есть не делать ничего. 

←В открытом формате

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика