Новая война в Южной Атлантике?
Вернутся ли Аргентине потерянные острова?
Острова на юге Атлантики, называемые в Европе Фолклендскими, а в Латинской Америке – Мальвинскими, продолжают оставаться латентной горячей точкой. Хотя никто не проявляет желания вести за них новую войну, их статус остается спорным. О чем в Великобритании и Аргентине в очередной раз вспомнили в год 30-летия войны за острова.
Острова были открыты дважды: в 1690 году англичанами, которые назвали их Фолклендскими, в 1694 году – французами, назвавшими острова Мальвинскими. Через 70 лет французы основали на островах колонию, а через год продали их Испании. В 1829 году они официально перешли к освободившейся от испанской колонизации Аргентине. Однако через 4 года англичане силой захватили архипелаг, основываясь на весьма сомнительном в данной ситуации праве первооткрывателя. Аргентина этих действий не признала, но отбить острова не могла. В 1966 году Генассамблея ООН призвала Лондон и Буэнос-Айрес урегулировать конфликт мирным путем, но сделано этого не было.
В 1982 году аргентинская военная хунта во главе с генералом Леопольдо Гальтиери довела страну до полной экономической катастрофы и решила спасти себя с помощью «маленькой победоносной войны». 2 апреля аргентинские войска захватили Фолкленды, а также остров Южная Георгия, легко сломив сопротивление маленьких английских гарнизонов. Гальтиери рассчитывал на имеющееся соглашение с США и на то, что Великобритания, которая также испытывала экономические проблемы, воевать не рискнет.
Расчет не оправдался. США, сохранив формальный нейтралитет, фактически поддержали англичан. А британский лидер Маргарет Тэтчер увидела в этой войне шанс для себя. Большая часть английских ВМС была отправлена в экспедицию к островам. Уже в конце апреля англичане вернули Южную Георгию, а затем приступили к осаде Фолклендов. Технологическое превосходство британцев оказалось решающим фактором. В середине июня война закончилась их полной победой и возвращением всех островов. За это англичане заплатили потерей двух эсминцев, двух фрегатов, десантного корабля, контейнеровоза, 10 самолетов «Харриер», 23 вертолетов и 250 человек убитыми. Аргентинцы лишились подводной лодки, крейсера, трех вспомогательных судов, почти 100 самолетов и вертолетов и почти 700 человек убитыми. Поражение привело к быстрому краху режима Гальтиери и восстановлению в стране демократии.
Тем не менее избранные демократическим путем аргентинские президенты власти Лондона над островами не признают. В частности, нынешний президент Кристина Фернандес де Киршнер объявила возвращение архипелага национальной задачей. В этом плане она имеет абсолютную поддержку всех латиноамериканских стран. Что касается США, они теперь занимают подчеркнуто нейтральную позицию, призывая стороны решить вопрос мирным путем.
Ситуацию подогревает то, что после многих лет разговоров о возможном наличии нефти на шельфе вокруг островов англичане ее наконец-то на самом деле нашли и собираются добывать. При этом для политического закрепления своих позиций Лондон собирается провести на островах референдум об их принадлежности. Его результат не вызывает никаких сомнений, поскольку на Фолклендах живут исключительно британцы.
За прошедшие 30 лет ВС Великобритании подверглись очень значительным сокращениям, сегодня Лондон не способен организовать такую масштабную военную экспедицию, как в 1982 году. Британские ВМС сократились почти вдвое и, самое главное, лишились авиационной поддержки: авианосцы отправлены на металлолом, а истребители «Харриер» проданы в США в качестве источника запчастей для аналогичных американских самолетов.
Однако вернуть острова военным путем аргентинцы не способны даже в случае реального нейтралитета США. Ведь за прошедшие после войны три десятилетия их ВС практически вообще не обновлялись и сегодня полностью деградировали. Особенно это относится к авиации, которая не имеет истребителей не только 4-го, но даже 3-го поколения. Предположить же, что другие страны Латинской Америки, как бы они на словах ни поддерживали соседей, готовы воевать на стороне Буэнос-Айреса, все же крайне сложно. Поэтому в обозримом будущем англичане могут спать спокойно – острова не станут Мальвинскими.