Гремела музыка войны
Ровно семьдесят один год назад был дан первый залп «катюши», одним из создателей которой был наш земляк
Еще в юные годы жизнерадостный Иван Гвай увлекался не только музыкой, литературой, но и техникой. Друзья говорили, что он рожден писателем или музыкантом. Но Иван относился к этому спокойно, мол, пробовал что-то из интереса, чтобы веселее жить. А на чем он остановился? Узнаем из его легендарной биографии…
Истоки — на Гродненщине
Родился Иван Исидорович Гвай 18 декабря 1905 года в Пружанском уезде Гродненской губернии. Отец — мелкий служащий крестьянского происхождения, дед — сплавщик леса. Мальчику было девять лет, когда началась Первая мировая война. Семья переехала в Тверскую губернию, затем в Екатеринослав (Днепропетровск). Окончив железнодорожную школу, Иван поступил на механическое отделение политехникума путей сообщения. В техникуме познакомился и на всю жизнь подружился с Дмитрием Кедриным, поэтом талантливым и благородным. На литературной ниве они были как близнецы-братья, но по складу своего ума Иван оставался «технарем».
Поступив в Днепропетровский институт инженеров транспорта, он одновременно работал конструктором металлургического завода имени Г. Петровского. Новой страницей биографии Гвая стал Ленинград, куда он переехал в 1929 году. Здесь колесо его жизни завертелось быстрее. Работая инженером-конструктором судостроительного завода имени А. Марти, он проектирует мостовые краны, учится в Высшем инженерно-педагогическом институте, допоздна засиживается в публичной библиотеке. И лишь во время белых ночей любуется неповторимой красотой города на Неве.
Рядом с земными звездами
В 1935 году Ивана Гвая переводят в Москву и назначают старшим инженером-конструктором Реактивного НИИ, созданного по приказу заместителя наркома обороны М. Тухачевского. Начальником этого института был Иван Клейменов, его заместителем — Сергей Королев. Шел тщательный подбор лучших конструкторов. Среди них оказались В. Глушко, Ф. Цандер, профессора Ю. Победоносцев, М. Тихонравов и другие, представляющие цвет научно-технической мысли.
Наркомат Военно-воздушных сил требовал разработать новые пусковые устройства. Клейменов создал группу сильных конструкторов во главе с Иваном Гваем, начальником конструкторского отдела по разработке механизированных устройств для ракетных снарядов. Поручение было воспринято как дело чести и высокого доверия.
Профессор, инженер-аэродинамик Юрий Победоносцев писал: «Иван Гвай — машиностроитель, смелый инженер. А в нашей работе смелость — одно из первых условий успеха. Гвай не побоялся внести коррективы, изменения в конструкцию, высказанные ему самым юным членом нашего коллектива, талантливым конструктором А.П. Павленко…»
Новые реактивные установки были приняты на вооружение истребителей и бомбардировщиков и вскоре прошли испытания в воздушных боях над Халхин-Голом. Ракетные залпы по японским самолетам вызвали восхищение. Командующий советскими войсками комкор Г. Жуков остался доволен. Иван Гвай получил награду — орден Красной Звезды, а в марте 1941 года был удостоен Сталинской премии.
Закончился первый, самый трудный, этап военно-технического творчества. С 1939 года начался второй, самый важный, завершившийся в первые дни Великой Отечественной войны. Группа конструкторов Гвая, в которую входили А. Краюшкин, А. Попов, А. Павленко, В. Галковский и другие, взялась за разработку самоходной многозарядной пусковой установки для наземных войск — нового грозного оружия, которое впоследствии народ ласково назовет «катюша».
Как руководитель сложного процесса, Гвай был спокоен, раздумывая, как запустить снаряд на дальнее расстояние, с помощью какой установки мгновенно выпустить 16, как перемещаться на поле сражений...
Вместе с Гваем над этими вопросами ломали голову талантливые конструкторы-единомышленники. Было решено использовать в качестве направляющих для реактивных снарядов конструкцию «Флейта».
Модернизированную опытную партию РС-132 для войсковых испытаний поручили изготовить Воронежскому заводу имени Коминтерна. Туда и выехали главные консультанты И.Гвай и А.Павленко.
В обстановке строгой секретности изготовили два первых образца реактивной системы залпового огня. «Флейты» расположили в два ряда на металлической раме, установленной поперек продольной оси грузовой машины ЗИС-5… И вдруг возникли трудности с испытаниями опытных образцов. Наркомат боеприпасов отказался предоставить площадки для испытаний незнакомого оружия. Спас положение военный инженер Василий Аборенков (позже генерал-лейтенант, заместитель наркома обороны), который помог провести испытания на полигоне Главного артуправления.
Зачехленные машины отправились из Москвы в далекие степи. Во время испытаний все реактивные снаряды попали точно в квадрат и взорвались.
Потом были испытания в 35-градусный мороз. В декабре 1938 года Госкомиссия рекомендовала к массовому производству реактивные установки залпового огня, предназначенные для самолетов.
Интересное совпадение, но в тот же год на слова М. Исаковского и музыку М. Блантера по всей стране зазвучала песня «Катюша», ставшая, пожалуй, самой популярной в мире - скачать музыку бесплатно.
Запела «катюша» над широким Днепром
Группа конструкторов Ивана Гвая слышала песню «Катюша», но было не до нее. Спешили довести до конца свою «песню»: выпустить необходимое количество «боевых машин-13». Новое давалось с невероятными трудностями. А война уже полыхала под Минском и Могилевом. Фашисты рвались к Москве.
В середине июля 1941 года в районе железнодорожной станции Орша скопились войска и техника непрошеных гостей. «Угостить» их приготовилась батарея под командованием капитана Ивана Флёрова. У деревни Пищалово впервые на войне для нового оружия прозвучала историческая команда:
— Залповым по противнику — огонь!
Запылало небо, и запела «катюша» над широким Днепром. Зазвучала, заговорила ее живая душа, созданная поэтом, композитором и талантливыми конструкторами.
Командующий Брянским фронтом генерал-лейтенант Андрей Ерёменко наблюдал первый залп «катюши» под Оршей и лично послал Сталину донесение, в котором высоко оценил боевую мощь нового оружия и предлагал немедленно начать его массовое производство.
Немецкие разведчики неистово охотились за «катюшами», наводившими ужас на оккупантов. В последний год войны этих установок уже насчитывалось около десяти тысяч. Их суммарный залповый огонь был эквивалентен залпу пяти тысяч артиллерийских полков и значительно ускорял разгром врага.
За вклад в создание «катюши» и других новых видов вооружения Иван Исидорович Гвай был награжден орденом Ленина и в апреле 1942 года во второй раз удостоен Сталинской премии. Кроме того, ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук без защиты. Все понимали, что его диссертация воевала, стреляла на всех фронтах и дошла до Берлина.
После окончания войны Гвай занимал должность начальника отдела Научно-исследовательского института и Академии артиллерийских наук СССР.
С годами его засекреченная фамилия становилась широко известной в стране и за рубежом. Кстати, Иван Исидорович не оставлял и литературную работу. С большим интересом я читал его книгу «К.Э. Циолковский о круговороте энергии» (1957) и «О малоизвестной гипотезе Циолковского» (1959). Гвай изучал архив великого ученого в Калуге, встречался с его дочерью Марией Константиновной, восхищался мыслями Циолковского о «труде души» ученого, работал над книгой о русском ученом — генерале К. Константинове, который еще в XIX веке исследовал вопросы артиллерии и ракетной техники. Осталась неоконченной повесть о военных конструкторах, отрывок из которой был опубликован в журнале «Техника — молодежи».
У Гвая было много творческих замыслов и планов. К сожалению, не все они осуществились. 22 июля 1960 года на 55-м году жизни инженер-полковник Иван Гвай, один из авторов и создателей прославленной «катюши», умер от сердечного приступа. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.
На снимке: Иван ГВАЙ.