В Беларуси планируют издать первую книгу-каталог воинских захоронений
Беларусь стала первой страной, где в 1995 году согласно Указу Президента об улучшении работы по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войны было создано уникальное, на тот момент единственное в мире, воинское формирование — 52-й отдельный специализированный поисковый батальон. За это время обнаружены тысячи неучтенных захоронений различных исторических периодов — войны 1812 года, Первой мировой, Великой Отечественной. 2262 имени солдат, не вернувшихся с полей сражений, возвращены из небытия.
Спасибо за отца!
Россиянка Евгения Никитина, хоть и названа в честь отца, его не помнит совсем, родное лицо узнает только по сохранившимся старым фото. Она родилась в январе 1941 года, в марте Евгений Ивашков был призван в армию, а в июне началась война. В ответ на все архивные запросы — короткий ответ: пропал без вести. И только спустя десятилетия после победы у Евгении Евгеньевны, ее сына и внучки появилась возможность побывать на месте, где принял последний бой родной человек, посетить его могилу и даже подержать в руках фрагменты пулемета, с которым воевал сержант Евгений Ивашков.
— При расширении дороги под Логойском были обнаружены останки трех военнослужащих РККА, — рассказывает археолог поисковой группы батальона Андрей Каркотко. — Большая удача: при раскопках мы нашли три эбонитовые капсулы-медальона. Криминалистическая экспертиза помогла установить имена погибших: младшего сержанта Сергея Суркова, красноармейца Василия Волосенкова, сержанта Евгения Ивашкова. Удалось найти их родственников. Они стали гостями батальона, побывали в нашем центре поисковой работы, посетили музей, передали фотографии и документы, увезли домой, в Россию, горсть белорусской земли, за которую воевали и погибли солдаты Великой Отечественной войны.
— Только в этом году найдены останки 1788 человек, — подчеркивает командир 52-го отдельного специализированного поискового батальона Олег Мэркуца. — Из них 1747 участников Великой Отечественной войны, 35 — Первой мировой...
Они были первыми
Осенью прошлого года поисковые работы и раскопки бойцы батальона проводили на территории Мемориального комплекса “Брестская крепость-герой”.
— Отправной точкой послужили немецкие фотографии 1941 года: на снимке хорошо видно, как военнопленные сбрасывают в большую воронку тела своих погибших товарищей, защитников крепости, — рассказывает Андрей Каркотко. — Судя по размерам воронки, она образовалась от крупной авиабомбы либо снаряда мортиры системы “Карл”. Это грозное орудие разбрасывало двухтонные бомбы на расстоянии в три километра.
Огромная архивная работа помогла установить детали: оружие, предназначавшееся для разрушения сильно укрепленных фортификационных сооружений, немцы впервые применили против защитников Брестской крепости. Всего по Бресту был выпущен 31 снаряд. Отчет об использовании мортир “Карл” направили лично Гитлеру. К нему прилагались аэрофотосъемки с мест попадания. На одной из них видно и место попадания снаряда, и образовавшаяся воронка, куда сбрасывали тела погибших защитников крепости.
Так было определено место раскопок, а при проведении работ обнаружены и эксгумированы останки 58 военнослужащих Красной Армии, павших при защите Брестской области в июне — июле 1941 года. Установлены имена защитников Брестской крепости: красноармейца Григория Зинченко, младшего сержанта Дениса Пахоренко, ефрейтора Александра Таглина, которые до сих пор считались пропавшими без вести. Это огромная радость для семей, ничего не знавших о своих родных. Сегодня некоторые из них уже побывали в Беларуси и посетили могилы родных: воинов перезахоронили со всеми почестями.
Елена ТЕЛЯТКО