А в Беларуси есть промышленный туризм?
Туристическая отрасль за последнее время начала искать новые виды туристических услуг. Одним из таких нововведений стала организация туристических экскурсий на передовые действующие производства.
Организация таких экскурсий служит отличной рекламой для многих компаний, которые заинтересованы в продвижении своей продукции, пишет Imagebelarus.by.
А для туристов такие экскурсии – это отличная возможность совместить свой отдых с пользой: посетить промышленное предприятие, увидеть, как производятся привычные товары, потрогать их, попробовать, примерить.
Промышленный, или, как его еще называют, производственный туризм сегодня набирает обороты во всем мире. В настоящее время задачей промышленного туризма является организация регулярных туристических туров и маршрутов на действующие или когда-то действующие промышленные предприятия.
Первооткрывателями в этой отрасли были американские компании. Так завод Jack Daniel’s открыл двери своего предприятия для посетителей в 1866 году, в день открытия самого предприятия.
В настоящее время в Соединенных Штатах почти не осталось предприятий, которые не принимали бы туристов и посетителей. Для любой компании считается дурным тоном не принимать туристов, в этом факте усматривается угроза репутации фирмы.
В Европе несколько другое отношение, здесь главный упор делается на постиндустриальный мотив. Так, вниманию туристов представляют заброшенные соляные и угольные шахты в Руре и заброшенные судостроительные заводы еще со времен Второй мировой войны. Хотя и действующие предприятия также открыты для посещения.
Широко распространены экскурсии на автомобильные заводы. Примерами могут служить завод автомобильной фирмы Volkswagen (VW) в немецком Вольфсбурге или завод KIA, который можно увидеть в Словакии.
В Японии – завод Mazda, где можно не только увидеть процесс создания нового авто, но и отследить всю историю компании в музее при заводе.
Кроме автомобильной отрасли, широко распространены и экскурсии на пивные и винные заводы.
Чешский завод «Пилснер Урквел» находится в историческом городе Пльзень в 80 километрах от чешской столицы. «Сердцем» завода является отреставрированный варочный цех и зал славы с очень интересной старинной коллекцией, где находится пивоваренное оборудование XIX столетия. Среди экспонатов есть варочный котел, в котором изготовили первую партию светлого напитка.
Один из самых старых пивоваренных заводов в Чехии – Крушовице также предлагает экскурсию по предприятию. История королевской марки «Крушовице» берет начало в 1517 году.
Примером российского пивоварения служит Московская пивоваренная компания, которая также открывает двери перед туристами, демонстрируя самое современное автоматизированное производство.
В Крыму, на Украине, винные предприятия открывают двери в святое святых – винные погреба. Турист может не только продегустировать выдержанные коллекционные вина, но и приобрести их в виде памятного сувенира. Предлагается посетить целую серию производителей – «Крымский винный дом» (Феодосия), завод марочных вин и коньяков «Коктебель» (п. Коктебель в 20 км от Феодосии), завод «Солнечная долина» (с. Солнечная Долина в 40 км от Феодосии), завод «Судак» (г. Судак в 55 км от Феодосии), завод шампанских вин «Новый Свет» (п. Новый Свет в 15 км от Судака), «Массандра» и «Магарач» (пригороды Ялты), «Инкерман» (пригород Севастополя).
На заводе «Солнечная долина» выпускают одни из самых дорогих вин в Крыму, наиболее известными среди которых считаются «Черный доктор» и «Черный полковник». Винные погреба этого старого завода основаны еще князем Голицыным.
Кроме признанных экскурсий, проводят и необычные посещения предприятий. Основанная в Сиэтле в 1916 году, компания «Боинг» по праву признается «столпом» американской экономики, являясь одним из самых больших экспортеров США. Из ворот его заводов вышло две трети летающих в небе планеты больших пассажирских самолетов. При посещении сборочного завода экскурсант посетит самое большое по объему здание в мире, которое занимает территорию в 40 гектаров.
В Австрии можно попасть на завод Swarowski, в Англии – шоколадную фабрику Cadbury, в Чехии – фабрику богемского стекла Ruckl Crystal, в Испании особой популярностью пользуются винные туры, в Нидерландах – цветочные, а во Франции – сырные.
Как видно из туров, каждая страна пытается не только разнообразить отдых туристу, но и продвинуть свои известные предприятия и продукцию. Выгоды этого вида туризма очевидны: для экскурсантов это возможность удовлетворить любопытство, узнав, как собирают автомобили или делают шоколад, варят пиво, для предприятий – способ улучшить имидж и укрепить репутацию компании. А для стран, не очень богатых интересными объектами, это реальный шанс увеличить собственную туристическую привлекательность.
А чем же гордится Беларусь и что может показать своим гостям?
В частности среди россиян – а их в Беларуси бывает более 50% из всех туристов, посещающих страну, –славятся «белорусские продукты питания», «белорусский трикотаж», «белорусская косметика», «белорусская мебель». Однако, к сожалению, ни одно из предприятий этих отраслей не проводит для туристов экскурсии, тем самым теряя возможность усилить свои конкурентные преимущества на внешних рынках.
Тем не менее в Беларуси проводят экскурсии некоторые предприятия, такие как «Кока-кола», пивзавод «Оливария», Белхудожкерамика в Радошковичах, но, кроме них, Беларуси есть что показать. Взять хотя бы такие предприятия как БелАЗ, «Мілавіца», «Коммунарка», «Пинскдрев», «Молодечномебель», «Белита-Витэкс», молочные, сырные, мясные предприятия. Остается только ждать, когда наши белорусские флагманы откроют ворота для туриста, для своего потребителя.
Некоторые туристические и маркетинговые компании пытаются расшевелить наши отечественные предприятия. Одна из таких попыток осуществляется Центром стратегического развития «Маркетинговые системы», компанией, которая нашла взаимопонимание с одним из отечественных предприятий легкой промышленности. Так, компания создала тур «Белорусский трикотаж» с посещением известного предприятия по пошиву одежды «Элема», а также фирменных магазинов «Элема», «Коминтерн», «Пинский трикотаж», «Брестский носочно-чулочный комбинат», «Мілавіца». Тур направлен на популяризацию белорусских швейных изделий и дает возможность не только ознакомиться с их производством, но и приобрести их. Тур предназначен прежде всего на отдыхающих в санаториях, а для них как раз именно эта продукция наиболее популярна.
Остается надеяться, что эти начинания будут не последние, и далее промышленный туризм в Беларуси будет развиваться и по другим направлениям. Ведь это выгодно всем: потребителю, предприятию, туризму, стране.