В Беларуси нужно закрыть половину музеев и библиотек?
Сегодня вопрос окупаемости дамокловым мечом висит над субъектами хозяйствования в сфере культуры, как в Беларуси, так и во всем мире. Оставить все как есть или настало время перемен, пытался выяснить «Ежедневник».
Начальник экономического управления Министерства культуры Беларуси Ольга Кононюк рассказала «Ежедневнику», что в 2011 году убыточных театрально-зрелищных организаций в Беларуси не было.
По ее словам, субъекты хозяйствования в сфере культуры не могут быть рентабельными или нерентабельными, т.к. к ним такое понятие не применимо. Например, музеи финансируются из бюджета на 100 процентов, поэтому разговора об их окупаемости идти не может. Театрально-зрелищные организации субсидируются из бюджета, а значит должны часть денег заработать сами. И тут уже можно вести речь, как они сработали.
По данным Минкультуры Беларуси, сработали они хорошо, но люди, которые изнутри знают театральную «кухню», отзываются иначе.
- Как в Беларуси, так и в России и в частности в Москве, драматический театр не окупается и никогда не окупался. Так было во времена Шекспира и Мольера, так есть и по сей день. Около 45% могут дать сборы от продаж билетов, остальное – дотации из госбюджета или богатых господ. Театр – это затратное производство, никогда не знаешь, какой результат оно принесет, - сказал «Ежедневнику» главный режиссер Национального академического драматического театра им. М.Горького Сергей Ковальчик.
Кто платит, тот и музыку заказывает
На протяжении 2011 и 2012 годов консолидированный бюджет на культуру (без учета средств на капитальное строительство) составил 0,5 процента от валового внутреннего продукта. В 2011 году из средств республиканского бюджета Беларуси на развитие культуры было выделено более 265,986 миллиарда рублей, а в 2012 году эта сумма составила более 648,788 миллиарда рублей.
Также стоит учесть, что с целью повышения социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры была принята программа «Культура Беларуси» на 2011–2015 годы. На реализацию этой программы только в 2012 году было выделено 131,110 миллиарда рублей.
Напомним, что в Беларуси насчитывается более 120 государственных музеев, более 4 450 библиотек, 28 профессиональных театров, более 80 концертных организаций и творческих коллективов, более 2 950 киноустановок, в том числе стационарных кинотеатров, видеозалов и видеоустановок.
Несмотря на инфляцию, выделяемые государством на культуру деньги огромны. Но нужно ли такое количество объектов культуры простым налогоплательщикам, из карманов которых, собственно и идут эти деньги? Зачем финансировать учреждения, которые не вызывают интерес у публики? Почему музеи и библиотеки Беларуси так и не научились зарабатывать сами, и не научатся, думается, пока государство будет на 100% финансировать эти объекты.
Известные эксперты в области менеджмента культуры Германии Дитер Хазельбах, Армин Кляйн, Пиус Кнюзель и Штефан Опиц полагают, что господдержка только вредит искусству - в этой сфере не хватает свободной конкуренции, а также участия граждан в формировании культурной политики. Они сравнивают нынешнее состояние музеев и театров с постоянной сезонной распродажей и предлагают наполовину сократить предложение, т.е. закрыть половину музеев и библиотек Германии, чтобы таким образом возродить разнообразие и поднять ценность искусства. Может, эта схема применима и к Беларуси?
В Министерстве культуры Беларуси «Ежедневнику» рассказали, что «иждивенческая позиция для ведомства не приемлема, поэтому главные задачи, которые сейчас стоят - это развитие внебюджетной коммерческой деятельности организаций культуры и адаптация культуры к рынку”.
Всем понятно, что никакое учреждение культуры никогда не будет самоокупаемым, если будет заниматься своим непосредственным делом. Для того чтобы хоть немножко начать окупаться, музеи и библиотеки должны разрешить проводить в своих стенах различные коммерчески ориентированные проекты, а театры – зарабатывать на аренде.
Но если сельской библиотеке сложно, а точнее, невозможно найти состоятельных клиентов, то Дворцу искусств в Минске, например, вполне под силу. Опять-таки, в этом вопросе нельзя забывать и о другой стороне медали, чтобы не упасть ниже культурной планки. Ведь в то время как молодые художники жалуются, что их работы никто не видит, в Беларуси проводят выставки меда и прочее. Руководители культурных объектов, однако, не виноваты в этом, они лишь приспосабливаются к тем условиям, которые создает государство.
О привлечении спонсорской помощи и частного капитала
Как пояснили «Ежедневнику» в Министерстве культуры Беларуси, за 2011 год внебюджетные поступления государственных организаций системы Министерства культуры увеличились на 44 процента по сравнению с 2010 годом.
- В 2011 году на проведение Международного фестиваля искусств «Славянского базара в Витебске», кинофестиваля «Лістапад», Национальной театральной премии, фестивалей ТеАРТ, «Панарама», Юрия Башмета было привлечено спонсорских и иных внебюджетных средств на 50 процентов больше чем в 2010 году, - сказали в Минкульте.
Конкретных цифр по привлечению внебюджетных и спонсорских средств от чиновников Минкультуры Беларуси «Ежедневнику» добиться так и не удалось.
- Все, что касается доходов – это коммерческая тайна, - сказала начальник экономического управления Министерства культуры Беларуси Ольга Кононюк.
Но почему эта информация является тайной за семью печатями? Ведь объекты культуры являются национальным достоянием, да и с налогами у них все в порядке. Конечно, у нас есть закон о коммерческой тайне, под определение которой подпадают и финансовые потоки субъектов хозяйствования, хотя, например, в России, финансовая отчетность прозрачна. И никто не боится разглашать информацию о финансах, особенно если те идут на культурные блага. А может под «коммерческой тайной» Минкульт Беларуси скрывает мизерные средства, коих не хватит даже вполовину окупить тот же «Славянский базар», но «по сравнению с прошлым годом, средств привлечено на 50 процентов больше» по принципу «главное, что не меньше»?
Белорусские «зоркi» работают себе в убыток?
Министерство культуры Беларуси не только курирует субъекты хозяйствования в сфере культуры, но и создает условия для работы и развития творческого потенциала белорусских "зорак". Это происходит посредством организации гастролей, телевизионных эфиров, участия телевизионных проектах, музыкальных фестивалях и конкурсах.
Кроме министерских “льгот”, 75 процентов эфира на радиостанциях предоставлены для композиций белорусских исполнителей, а также функционирует специализированный канал “БелМузТВ”.
«Есть примеры активного ведения концертно-гастрольной деятельности, но это не значит, что все они успешно зарабатывают деньги. Подавляющая часть любительских коллектив проводит благотворительную концертную деятельность в рамках мероприятий организаций и учреждений культуры - фестивали, конкурсы, смотры, тематические концерты к праздничным и юбилейным датам, мастер-классы, концерты в подшефных организациях и т.д.», - пояснили в Министерстве культуры Беларуси.
Напомним, что в Беларуси работают 4 театра и 3 профессиональных музыкальных коллектива со статусом «Национальный»; 9 театров и 6 профессиональных музыкальных коллективов и 1 цирк, имеющих звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь».
В стране - 71 заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь и 2075 народных (образцовых) непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества.